Война Социология

«Государство — родитель, который бьет», «мобилизованные и изолированные силовики» и «Россия как распустившийся лотос»

https://tinyurl.com/t-invariant/2023/11/gosudarstvo-roditel-kotoryj-bet-mobilizovannye-i-izolirovannye-siloviki-i-rossiya-kak-raspustivshijsya-lotos/

С чем приехали социологи на конференцию RASA

В Чикаго, на еже­год­ной кон­фе­рен­ции Русскоязычной аме­ри­кан­ской науч­ной ассо­ци­а­ции (RASA) социо­ло­ги, с недав­них пор про­жи­ва­ю­щие в США, выбра­ли для сво­их выступ­ле­ний темы, кото­рые сей­час едва ли мож­но пуб­лич­но обсуж­дать, нахо­дясь в России. Сергей Ерофеев (Rutgers University) пред­ста­вил для T-invariant крат­кий обзор самых любо­пыт­ных выступлений. 

Читайте так­же: «Нам при­дет­ся жить и рабо­тать в мире, где идут две вой­ны». Репортаж Дениса Чередова с кон­фе­рен­ции RASA в Чикаго

Анализ поло­же­ния, в кото­ром ока­за­лись про­стые рос­си­яне в ситу­а­ции вой­ны, пред­ста­ви­ла Наталья Форрат (University of Michigan) в сооб­ще­нии «Парадоксы под­держ­ки госу­дар­ства людь­ми, даже когда они пони­ма­ют, что госу­дар­ство дей­ству­ет не в их интересах». 

Наталья Форрат ука­за­ла на базо­вые про­ти­во­ре­чия в отно­ше­нии рос­си­ян «к началь­ству». Такое раз­дво­е­ние не толь­ко явля­ет­ся источ­ни­ком соци­аль­ных рас­стройств, но и несет в себе потен­ци­ал для отде­ле­ния себя (обще­ства) от роди­те­ля (госу­дар­ства). Таким обра­зом, по мыс­ли Натальи, «рос­сий­ское госу­дар­ство — роди­тель, кото­рый бьет сво­е­го ребенка».

 Отношение россиян к войне

Наталья Савельева (University of Wisconsin-Madison) пред­ста­ви­ла, пожа­луй, самый мас­штаб­ный с нача­ла вой­ны про­ект с исполь­зо­ва­ни­ем каче­ствен­ных социо­ло­ги­че­ских мето­дов с целью понять то, как рос­си­яне отно­сят­ся к войне и как с ней пыта­ют­ся при­ми­рить­ся (часть 1, часть 2). Не пре­тен­дуя на пол­ную репре­зен­та­тив­ность, резуль­та­ты иссле­до­ва­ния вме­сте с тем рас­кры­ва­ют прин­ци­пи­аль­ные сто­ро­ны обще­ствен­ной реак­ции на вой­ну, кото­рую в целом мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как отри­ца­ние. Не слу­чай­но фор­му­ли­ров­ка темы ее сооб­ще­ния отра­жа­ла мни­мые утвер­жде­ния, рас­про­стра­ня­е­мые рос­сий­ской про­па­ган­дой, — «Так назы­ва­е­мая мас­со­вая под­держ­ка вой­ны граж­да­на­ми России и меха­низм отрицания».

 Вот како­вы основ­ные моду­сы это­го отрицания:

-     Буквальное отри­ца­ние: «рос­сий­ская армия не уби­ва­ет мир­ных украинцев»

-     Интерпретативное отри­ца­ние: «это не насто­я­щая война»

-     Подразумевающее отри­ца­ние: «у нас не было выхода»

-     Адаптивное отри­ца­ние: «я все рав­но ниче­го не могу с этим поделать»

С насаж­де­ни­ем ощу­ще­ния «окру­жен­но­сти» враж­деб­ным миром у людей выра­ба­ты­ва­ет­ся ощу­ще­ние неко­е­го абстракт­но­го «мы», «моей стра­ны», кото­рое, впро­чем, совер­шен­но не устра­ня­ет отчуж­де­ния от госу­дар­ства. Вынужденный же пат­ри­о­тизм при этом высту­па­ет как веро­ят­ное про­яв­ле­ние «сток­гольм­ско­го син­дро­ма», то есть сочув­ствия залож­ни­ков тер­ро­ри­сту, кото­рый их захватил.

 «Мобилизованные и изолированные» решают слишком многое

 Наибольшее коли­че­ство вопро­сов при­шлось на выступ­ле­ние Кирилла Титаева, в недав­нем про­шлом дирек­то­ра Института про­блем пра­во­при­ме­не­ния Европейского уни­вер­си­те­та в Санкт-Петербурге. Титаев, теперь пред­став­ля­ю­щий Yale University, пока­зал спе­ци­фи­ку поло­же­ния в иерар­хии рос­сий­ско­го госу­дар­ства сило­ви­ков, кото­рых он опре­де­лил как «моби­ли­зо­ван­ных и изо­ли­ро­ван­ных». Двойственность их поло­же­ния дает объ­яс­не­ние фено­ме­ну того, что в «стране меч­та­те­лей, стране уче­ных» люди с низ­кой ква­ли­фи­ка­ци­ей, осу­ществ­ля­ю­щие репрес­сив­ные функ­ции госу­дар­ства, ока­зы­ва­ют­ся на осо­бом поло­же­нии, одно­вре­мен­но при­ви­ле­ги­ро­ван­ном и изолированном.

И дей­стви­тель­но, на осно­ве боль­шо­го мас­си­ва дан­ных ста­но­вят­ся оче­вид­ны­ми как этот факт, так и та отрезв­ля­ю­щая кар­ти­на, что сило­ви­ки вме­сте с чле­на­ми их семей пред­став­ля­ют собой 11% заня­тых в эко­но­ми­ке России. Если же брать граж­дан, обла­да­ю­щих пра­вом голо­са и, соот­вет­ствен­но, вли­я­ю­щих на под­дер­жа­ние госу­дар­ствен­ной систе­мы, то доля сило­ви­ков и чле­нов их семей дости­га­ет 16,6%. Учитывая, что их уча­стие в выбо­рах 2023 года соста­ви­ло 45,65% от всей явки, мож­но не сомне­вать­ся, что дан­ный сег­мент обще­ства явля­ет­ся мощ­ней­шим инстру­мен­том сохра­не­ния путин­ской систе­мы. То есть его роль заклю­ча­ет­ся не толь­ко в устра­ше­нии обще­ства, но и в моби­ли­зо­ван­но­сти, осо­бой вовле­чен­но­сти сило­ви­ков в про­це­ду­ры регу­ляр­но­го обнов­ле­ния леги­тим­но­сти вла­стей, то есть их пра­ва править.

В ходе после­до­вав­шей дис­кус­сии были пояс­не­ны не толь­ко осо­бен­но­сти поло­же­ния сило­ви­ков меж­ду обще­ством и госу­дар­ством, но и важ­ные харак­те­ри­сти­ки их адап­тив­но­сти по отно­ше­нию к про­во­ди­мой свер­ху поли­ти­ке. Подчиненная, пас­сив­ная, адап­тив­ная роль сило­ви­ков в насто­я­щем вре­ме­ни, по мне­нию Кирилла Титаева, даёт неко­то­рую надеж­ду. Можно ожи­дать, что с нача­лом демо­кра­ти­че­ских изме­не­ний мно­же­ство рядо­вых испол­ни­те­лей в сило­вой вер­ти­ка­ли, кто сего­дня ассо­ци­и­ру­ет­ся с путин­ски­ми репрес­си­я­ми, смо­гут выпол­нять стан­дарт­ные поли­цей­ские функ­ции в рам­ках про­грес­сив­но­го совре­мен­но­го государства.

Россия как «распустившийся лотос»

 Михаил Соколов (University of Wisconsin-Madison) высту­пил с сооб­ще­ни­ем «Загадка сла­бо­сти свя­зей меж­ду эко­но­ми­че­ским сло­ем, поли­ти­че­ски­ми убеж­де­ни­я­ми и при­над­леж­но­стью к образовательной/​культурной сре­де в рос­сий­ском обществе».

 Он отме­тил инте­рес­ную спе­ци­фи­ку: раз­ли­чия меж­ду соци­аль­ны­ми груп­па­ми в России ока­зы­ва­ют­ся отнюдь не таки­ми, как в тех стра­нах, где образование/​культура чет­ко кор­ре­ли­ру­ют с дохо­да­ми и пре­сти­жем. В России лег­че обна­ру­жить тех, кто в иных стра­нах отно­сил­ся бы к выс­ше­му сред­не­му клас­су, а здесь ассо­ци­и­ру­ет­ся с «про­кля­ти­ем обра­зо­ван­но­го русского». 

Михаил Соколов пояс­ня­ет, что стан­дарт­ная клас­со­вая струк­ту­ра раз­ви­то­го обще­ства похо­жа на цве­ток лото­са в бутоне, когда дли­на лепест­ка соот­но­сит­ся с дли­ной обра­зо­ва­тель­ной тра­ек­то­рии, и при этом высо­та поло­же­ния в бутоне и бли­зость лепест­ков ука­зы­ва­ет на сход­ство в дохо­дах и пре­сти­же. Российский же лотос рас­кры­тый: чем даль­ше от цен­тра, где нахо­дит­ся неква­ли­фи­ци­ро­ван­ный труд, тем даль­ше пред­ста­ви­те­ли раз­ных сег­мен­тов и заня­тий ока­зы­ва­ют­ся друг от друга. 

Но вопрос: а как же со свя­зью поло­же­ния в струк­ту­ре рос­сий­ско­го лото­са и отно­ше­ния к войне? Ответ — никак. Потому что еще один пара­докс России состо­ит в том, что обра­зо­ва­ние и доход, как пра­ви­ло, не свя­за­ны с поли­ти­че­ской пози­ци­ей и, доба­вим к мыс­ли Михаила Соколова, с отно­ше­ни­ем к госу­дар­ству. В этом отно­ше­нии некой осо­бен­но­стью и целост­но­стью обла­да­ет толь­ко элек­то­рат КПРФ и «пожи­лые тота­ли­та­ри­сты», а сто­рон­ни­ки всех осталь­ных пар­тий почти не отличаются. 

О мафии — научно

Моя тема на кон­фе­рен­ции назы­ва­лась «Захват госу­дар­ства и куль­ту­ра груп­пы: про­бле­ма сопро­тив­ле­ния мафи­оз­но­му государству».

Мафией в России мож­но и нуж­но назы­вать спе­ци­фи­че­скую куль­тур­ную груп­пу, вырос­шую из сли­я­ния сило­ви­ков как послед­ней опо­ры госу­дар­ства, пре­бы­вав­шей в 1990-е гг. в кри­зи­се, и позд­не­со­вет­ской орга­ни­зо­ван­ной пре­ступ­но­сти. Именно мафи­оз­ная куль­ту­ра обу­слов­ли­ва­ет как при­ро­ду путин­ской вла­сти, так и сущ­ность путин­ской вой­ны (смот­ри мой мате­ри­ал: «Война и власть: чего нам ждать? Рекомендации социолога»)

 На кон­фе­рен­ции была так­же пред­став­ле­на иерар­хия инди­ви­ду­аль­ных цен­но­стей как моти­ва­ций гла­вы мафи­оз­но­го госу­дар­ства, в первую оче­редь руко­вод­ству­ю­ще­го­ся стра­хом воз­мез­дия со сто­ро­ны глав­ных вра­гов: обще­ства, со сто­ро­ны части кото­ро­го он испы­ты­вал недо­пу­сти­мое уни­же­ние, а так­же недо­воль­ных элит (обра­ти­те вни­ма­ние на вто­рую кар­тин­ку). О при­ро­де реак­ций пре­зи­ден­та Путина на уни­же­ние и его управ­ле­нии впе­чат­ле­ни­ем я рас­ска­зы­вал в одном из сво­их интер­вью на ран­нем эта­пе войны. 

Итоги социологической сессии

 Эти крат­кие замет­ки по ито­гам круг­ло­го сто­ла лишь частич­ное отра­же­ние того, что сего­дня обсуж­да­ет­ся в широ­ких кру­гах рос­сий­ских соци­аль­ных уче­ных, ока­зав­ших­ся из-за вой­ны в изгна­нии и вынуж­ден­ных зано­во выстра­и­вать свои про­фес­си­о­наль­ные траектории. 

Вместе с тем, как пред­став­ля­ет­ся по резуль­та­там социо­ло­ги­че­ской сес­сии кон­фе­рен­ции RASA, деся­ти­ле­тия пост­со­вет­ско­го раз­ви­тия в соци­аль­ных нау­ках не про­шли даром. Перед нами и новые дан­ные, и новые свя­зи с тео­ри­ей, и в целом совер­шен­но иное каче­ство ана­ли­за обще­ства и госу­дар­ства, кото­рое долж­но быть вос­тре­бо­ва­но при воз­вра­ще­нии России на путь, с кото­ро­го она столь тра­ги­че­ски сошла.

Текст: Сергей Ерофеев

  15.11.2023

, , , , , , , , ,