Научная политика Прогресс

Елена Аточина-Вассерман о Нобелевских лауреатах по медицине и физиологии — Каталин Карико и Дрю Вайсмане

https://tinyurl.com/t-invariant/2023/10/elena-atochina-vasserman-o-nobelevskih-laureatah-po-meditsine-i-fiziologii-katalin-kariko-i-dryu-vajsmane/

Елена Аточина-Вассерман говорит о революционных работах Каталин Карико и Дрю Вайсмана: «Представьте 80-е годы, коммунальная квартира, на стене висит телефон. И тут приходит некто и протягивает вам iPhone». Но вы просто не понимаете, что с ним делать. Таким было открытие мРНК-вакцин в 2005 году. Но все изменила пандемия COVID-19, когда мРНК-вакцины, созданные на основе работ нобелевских лауреатов, спасли миллионы жизней.

На снимке: Дрю Вайсман и Елена Аточина-Вассерман.

Нобелевская премия по медицине и физиологии за 2023 год присуждена Дрю Вайсману и Каталин Карико. На сайте Нобелевской премии сказано: «Нобелевская ассамблея Каролинского института приняла решение присудить Нобелевскую премию по физиологии и медицине за 2023 год совместно Каталин Карико и Дрю Вайсману «за их открытия в области модификации нуклеозидных оснований, которые позволили создать эффективные мРНК-вакцины против COVID-19″».

В пресс-релизе Нобелевского комитета, в частности, говорится: «…были созданы несколько… вакцин против SARS-CoV-2, основанных на различных методиках, и в общей сложности в мире было введено более 13 млрд доз вакцин от COVID-19. Эти вакцины спасли миллионы жизней и предотвратили тяжелые заболевания у многих других людей, позволив обществу открыться и вернуться к нормальной жизни. Благодаря фундаментальным открытиям важности модификации оснований в мРНК, нобелевские лауреаты этого года внесли решающий вклад в это революционное развитие во время одного из крупнейших кризисов здравоохранения нашего времени».

О своих коллегах и их нобелевcких открытиях рассказывает Елена Аточина-Вассерман профессор кафедры медицины, лаборатория Вайсмана, отдел инфекционных заболеваний Пенсильванского института инноваций в области РНК, Пенсильванский университет.

T-invariant: Стало ли присуждение им награды неожиданностью для вас?

Елена Аточина-Вассерман: К этому событию мы готовились каждый год, начиная с 2020, но думали, что еще не прошло достаточно времени, чтобы ученые и общественность осознали важность этого открытия. Поэтому присуждение Нобелевской премии моему боссу было ожидаемым, но неожиданным тем, что награда была присуждена именно в этом году.

T-i: Решение Нобелевского комитета было ускорено пандемией?

ЕАВ: Скорее да, чем нет. Статья, в которой Кати Карико и Дрю Вайсман доказали, что модифицированная РНК (заменили уридин на псевдоуридин) не иммуногенна, была опубликована 18 лет назад, в 2005 году. Мы уже много лет разрабатываем мРНК-вакцины для разных инфекционных заболеваний, но это не привлекло большого внимания со стороны ученых и общественности. Конечно же, пандемия ускорила понимание ученых насколько мРНК-платформа уникальна для разработки вакцин и других терапевтических средств.

T-i: Но сама награда в любом случае нашла бы героев рано или поздно?

ЕАВ: Я никогда не сомневалась, что рано или поздно Кати Карико и Дрю Вайсман получат Нобелевскую премию. Это был вопрос «когда получат?», а не «получат ли?», так что я уверена, что награда в любом случае нашла бы героев. Великие открытия и научные достижения, как правило, всегда находят своих героев, независимо от наличия конкретной пандемии. Иногда именно кризисные ситуации стимулируют ученых и исследователей к более быстрой и активной работе, но их работа, как правило, продолжается и в непандемические периоды.


Слева направо: Дрю Вайсман, Елена Аточина-Вассерман, Каталин Карико

T-i: Комитет назвал работу лауреатов «революционной» (groundbreaking). Какого уровня это прорыв? С чем его можно сравнить?

ЕАВ: Очень многие мои друзья, которые не имеют никакого отношения к науке, спрашивают меня в чем заключается революционное открытие, и почему об этом открытии никто не слышал до пандемии ковида. Однажды, объясняя друзьям, почему открытие, сделанное в 2005-м году, не нашло широкого применения до пандемии COVID-19, я привела такой пример. Представьте 80-ые годы, коммунальную квартиру, где на стене висит телефон, которым могут пользоваться все. Приходит некто, протягивает вам iPhone и говорит: «Вот смотрите, что я придумал. Это не только телефон, но вы можете и фотографировать, и пользоваться интернетом», который в те годы только начинался. То есть, перед вами «телефон», имеющий множество функций, которые вы себе даже не можете представить. И в 80-е годы, посмотрев на этот iPhone, вы даже не понимаете, а зачем он вообще нужен, если у вас есть нормальный телефон, по которому вы можете просто позвонить? И вам совершенно непонятны и не нужны все остальные функции.

Открытие Карико и Вайсмана было настолько революционным, что его понимание широкой научной общественностью пришло только через 18 лет во время пандемии COVID-19. Однако, в это время в лаборатории Дрю Вайссмана уже разрабатывали мРНК-вакцины для многих инфекционных заболеваний. Когда началась пандемия, и вирус был секвенирован, уже в январе 2020 наша лаборатория сделала мРНК кодирующий spike protein CoV-SARS-2. Moderna и BioNTech/Pfizer, которые купили лицензию на патент у Пенсильванского университета за несколько лет до пандемии, сразу же стали производить вакцину. Очень многие люди думают, что мРНК-вакцина совсем новая, ее еще не испытали и так далее. А на самом деле мРНК-вакцины уже разрабатывалась много лет и поэтому было легко и просто ее переделать на COVID-19, просто заменив один секвенс на другой.

T-i: Какие перспективы у таких «модицикаций нуклеозидных оснований» в терапии других заболеваний? И где могут выстрелить их наработки? В онкологии?

ЕАВ: Мы даже не можем сейчас представить насколько широко можно применить мРНК-платформу для разработки различных терапевтических средств для многих заболеваний, в том числе онкологических. Открытия Кати Карико и Дрю Вайсмана в области мРНК-технологий и их применение в создании вакцин, а также потенциал для лечения других заболеваний, включая рак, действительно революционны и имеют огромный потенциал для улучшения здоровья и спасения жизней людей по всему миру. Их работа стала важным вкладом в медицину и науку, и, безусловно, заслуживает признания и награды.

  10.10.2023

, , ,