Война История

Рубен Ениколопов: «Конфликт в Карабахе —  категория не бюрократическая. Его нельзя окончить одним росчерком пера»

https://tinyurl.com/t-invariant/2023/10/ruben-enikolopov-konflikt-v-karabahe-kategoriya-ne-byurokraticheskaya-ego-nelzya-okonchit-odnim-roscherkom-pera/

Руководители Нагорного Карабаха объ­яви­ли о само­ро­спус­ке рес­пуб­ли­ки. В Армению потя­ну­лись десят­ки тысяч бежен­цев. Экс-гос­ми­нистр непри­знан­ной рес­пуб­ли­ки, быв­ший руко­во­ди­тель ком­па­нии «Тройка Диалог» Рубен Варданян и дру­гие лиде­ры Арцаха аре­сто­ва­ны вла­стя­ми Азербайджана. Мог ли быть у само­про­воз­гла­шен­но­го госу­дар­ства дру­гой финал? И явля­ет­ся ли он так­же фина­лом  само­го кон­флик­та с дол­гой исто­ри­ей? T-invariant обра­тил­ся за ком­мен­та­ри­я­ми к про­фес­со­ру уни­вер­си­те­та Помпеу Фабра  (Испания) Рубену Ениколопову. Беседовала Ольга Орлова.

T-invariant: Является ли офи­ци­аль­ное объ­яв­ле­ние о само­ро­спус­ке рес­пуб­ли­ки точ­кой в Карабахском конфликте?

Рубен Ениколопов: Самороспуск рес­пуб­ли­ки — это зна­ко­вое, но бюро­кра­ти­че­ское реше­ние, при­ня­тое поли­ти­ка­ми и про­сто офор­мив­шее теку­щее фак­ти­че­ское поло­же­ние дел. А кон­фликт —  кате­го­рия не бюро­кра­ти­че­ская. Его нель­зя окон­чить одним росчер­ком пера. История нас учит, что этни­че­ские кон­флик­ты могут про­дол­жать­ся не про­сто года­ми, а деся­ти­ле­ти­я­ми и сто­ле­ти­я­ми, если не дости­га­ет­ся какое-то поло­же­ние дел, кото­рое худо-бед­но при­ни­маю обе сто­ро­ны. И опи­рать­ся исклю­чи­тель­но на силу ору­жия в таких ситу­а­ци­ях слож­но, так как рас­клад сил может и поме­нять­ся и тогда тле­ю­щие кон­флик­ты могут опять раз­го­рать­ся. Так что мно­гое будет зави­сеть от того, как даль­ше будут раз­ви­вать­ся отно­ше­ния меж­ду Арменией и Азербайджаном, про­бле­мы в отно­ше­нии меж­ду кото­ры­ми вовсе не огра­ни­че­ны Карабахом. Если раз­го­вор будет вестись исклю­чи­тель­но с пози­ции силы, без попы­ток достичь вза­и­мо­при­ем­ле­мо­го реше­ния, то ситу­а­ция про­дол­жит оста­вать­ся неста­биль­ной. Собственно, на эти граб­ли насту­пи­ли и армяне Арцаха, кото­рые, ока­зав­шись силь­нее в войне в 90-е годы, не пред­при­ни­ма­ли серьез­ных попы­ток дого­во­рить­ся, и это дли­лось ров­но до того момен­та, пока не изме­нил­ся рас­клад сил в регионе.

T-i: Рубена Варданяна обви­ня­ют в финан­си­ро­ва­нии тер­ро­риз­ма. Каковы послед­ствия это­го аре­ста, на ваш взгляд?

РЕ: Нет ника­ких сомне­ний, что это абсо­лют­но поли­ти­че­ская акция. Если дей­стви­тель­но счи­тать рес­пуб­ли­ку Арцах тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ци­ей, то под обви­не­ния попа­да­ет все ее 120-ти тысяч­ное насе­ле­ние, так как они все под­дер­жи­ва­ли суще­ство­ва­ние неза­ви­си­мой Арцахской рес­пуб­ли­ки. По сути их взя­ли в залож­ни­ки, и в бли­жай­шее вре­мя мы, ско­рее все­го, уви­дим насто­я­щую цель этих аре­стов: их  исполь­зу­ют  в каче­стве раз­мен­ной моне­ты в пере­го­во­рах или в каче­стве сакраль­ной жерт­вы для реше­ния внут­ри­по­ли­ти­че­ских вопро­сов в Азербайджане. Но, разу­ме­ет­ся, арест Варданяна и дру­гих лиде­ров Арцаха никак не спо­соб­ству­ет дости­же­нию каких-то ста­биль­ных дого­во­рен­но­стей. Политика устра­ше­ния эффек­тив­на толь­ко в крат­ко­сроч­ной перспективе.

Арест Рубена Варданяна воен­ны­ми Азербайджана. ВВС

T-i: С вой­ной в Карабахе свя­за­но сра­зу несколь­ко слож­ных аспек­тов: исто­ри­че­ских, эти­че­ских, поли­ти­че­ских, юри­ди­че­ских, эко­но­ми­че­ских. А в чем эко­но­ми­че­ские инте­ре­сы у всех участ­ни­ков это­го кон­флик­та? На пер­вый взгляд они не про­смат­ри­ва­ют­ся, это так?

РЕ: Экономические инте­ре­сы в Карабахе если и есть, то непря­мые. Собственно, тер­ри­то­рия Нагорного Карабаха не явля­ет­ся лако­мым кусоч­ком с точ­ки зре­ния эко­но­ми­че­ских осо­бен­но­стей. Может быть, сто лет назад было по-дру­го­му и тогда были более важ­ны­ми высо­ко­гор­ные паст­би­ща, но сей­час это дале­ко не самый при­вле­ка­тель­ный реги­он в мире. Другой вопрос в том, что Карабах, без­услов­но, исполь­зу­ет­ся и будет исполь­зо­вать­ся в пере­го­во­рах по транс­порт­но­му кори­до­ру, кото­рый дол­жен свя­зать по пла­ну Азербайджан с Нахичеванью и, соот­вет­ствен­но, даль­ше — с Турцией. И вот эти транс­порт­но-логи­сти­че­ские пути в этом реги­оне — это очень важ­ная исто­рия, и Карабах здесь явля­ет­ся одной из мно­гих карт в руках, кото­рые исполь­зу­ют­ся в пере­го­во­рах. И в этом плане, непря­мом, не сама эта тер­ри­то­рия Карабаха, а как пункт в пере­го­вор­ном про­цес­се, свя­за­на с очень боль­ши­ми вопро­са­ми, логи­сти­че­ски­ми, транс­порт­ны­ми.  Все-таки Закавказье — это такой реги­он, за кото­рый не зря столь­ко сотен лет вою­ют. Это место, где очень мно­го схо­дит­ся путей, и с логи­сти­че­ской точ­ки зре­ния это очень важ­ный регион.

T-i: Является ли отсут­ствие эко­но­ми­че­ских и логи­сти­че­ских инте­ре­сов у России в этом вопро­се при­чи­ной того, что Владимир Путин пере­стал под­дер­жи­вать  Армению и Карабах? Или глав­ная при­чи­на в том, что Путин не готов при­знать избран­но­го пре­мье­ра, кото­рый при­шел на волне про­те­стов? Почему так быст­ро и лег­ко Россия отка­за­лась от тако­го дол­го­лет­не­го, веко­во­го вли­я­ния в Армении?

РЕ: Российская пози­ция, с моей точ­ки зре­ния, объ­яс­ня­ет­ся гораз­до в боль­шей сте­пе­ни отно­ше­ни­я­ми с Турцией, с очень боль­шим, круп­ным и важ­ным игро­ком в этом реги­оне, чем, соб­ствен­но гово­ря, с Азербайджаном и Арменией. При всем ува­же­нии к Азербайджану и Армении. Именно Россия и Турция вос­при­ни­ма­ют­ся как две боль­ших, видя­щих себя как импе­рии стра­ны, кото­рые делят сфе­ры инте­ре­сов как в XIX веке. И в этом плане мне кажет­ся, что основ­ное, что про­изо­шло — две вещи. В 2020 году это был созна­тель­ный раз­мен, поэто­му Россия не из-за отно­ше­ний с Азербайджаном, а из-за отно­ше­ний с Турцией дала доб­ро на нача­ло воен­ных дей­ствий. А в 2023 году   у России нет уже сил, ресур­сов отста­и­вать свою актив­ную роль в этом реги­оне, у нее дру­гих про­блем хва­та­ет. Поэтому было при­ня­то поли­ти­че­ское реше­ние: это сфе­ра инте­ре­сов Турции и мы отту­да уходим.

T-i: Вы ска­за­ли, что эта вой­на фак­ти­че­ски как в XIX веке: замет­на арха­и­че­ская состав­ля­ю­щая это­го кон­флик­та. Когда нача­лось втор­же­ние России в Украину, тоже мно­гие ана­ли­ти­ки отме­ча­ли арха­ич­ность этой вой­ны, бит­вы за тер­ри­то­рии, за удер­жа­ние вли­я­ния воен­ным обра­зом. Вот меж­ду эти­ми дву­мя арха­ич­ны­ми вой­на­ми что есть общего?

 РЕ: Общее появ­ля­ет­ся, как толь­ко мы пони­ма­ем, что Карабахский кон­фликт — это не про­сто кон­фликт меж­ду Арменией, Азербайджаном и, там, Карабахом-Арцахом. Важно пони­мать, что Арцах, в отли­чие от Крыма или Донбасса, себя пози­ци­о­ни­ро­вал как отдель­ную стра­ну, а не как часть Армении. Безусловно, с под­держ­кой Армении и с уче­том того, что там, преж­де все­го, армян­ское насе­ле­ние, но все-таки отдель­ная стра­на. Если бы это был про­сто кон­фликт меж­ду Арменией, Арцахом и Азербайджаном, это была бы исто­рия гораз­до бли­же к Югославии кон­ца 90-х, чем к войне в Украине. Потому что это дей­стви­тель­но тер­ри­то­ри­аль­ный кон­фликт, где абсо­лют­но нераз­ре­ши­мая до сих пор с точ­ки зре­ния меж­ду­на­род­но­го пра­ва дилем­ма меж­ду пра­вом на само­опре­де­ле­ние и тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­стью. Это гораз­до бли­же, на самом деле, к Югославии, где в про­цес­се раз­ва­ла круп­ной стра­ны уже начи­на­ет­ся дележ­ка внут­ри более мел­ких обра­зу­ю­щих­ся стран, когда вопрос о том, как про­ве­сти, поде­лить гра­ни­цы, ста­но­вит­ся неоче­вид­ным. И в этом плане в Карабахском кон­флик­те не мно­го ана­ло­гий с Украиной. А вот схо­жесть с кон­флик­том в Украине начи­на­ет­ся тогда, когда мы пони­ма­ем, что на самом деле в Карабахском кон­флик­те не два и не три игро­ка а, мини­мум, пять актив­но вовле­чен­ных. Вот тут уже начи­на­ют­ся импер­ские ана­ло­гии. Действия России и Турции —  в логи­ке XIX века. Решение меж­ду Арменией и Азербайджаном — это кон­флик­ты XXI, я подо­зре­ваю, даже XXII века. Вот эти кон­флик­ты — они все­гда будут, я боюсь, к сожа­ле­нию.  Это в каком-то смыс­ле более понят­ный, более чело­веч­ный, веч­ный и объ­яс­ни­мый конфликт.

 T-i: Кадры, когда тол­пы людей поки­да­ют Карабах, силь­но напо­ми­на­ют кад­ры авгу­ста 2021 года, когда Соединенные Штаты вне­зап­но выве­ли свои вой­ска и  тол­пы афган­цев пыта­лись  спа­стись, бежав из Афганистана. Мы пом­ним видео с само­ле­том, когда люди хва­та­ют­ся за кры­лья лай­не­ра, что­бы попы­тать­ся попасть внутрь и спа­стись. Риск и страх афган­цев был оправ­дан: мы зна­ем, что про­изо­шло в Афганистане после, и мы зна­ем, как Талибан уста­нав­ли­вал свои поряд­ки, что было со свет­ски ори­ен­ти­ро­ван­ным насе­ле­ни­ем, с жен­щи­на­ми… В слу­чае с Карабахом стра­хи людей, кото­рые в спеш­ке поки­да­ют свои дома — они оправданы?

Беженцы поки­да­ют Афганистан после при­хо­да к вла­сти «Талибана». Источник: Insaider

РЕ: Я очень наде­юсь, что ситу­а­ция, конеч­но, не такая, как в Афганистане при Талибане. Между армя­на­ми и азер­бай­джан­ца­ми нако­пил­ся такой багаж отри­ца­тель­но­го отно­ше­ния друг к дру­гу, что, мне кажет­ся, раз­го­во­ры о том, что воз­мож­но какое-то мир­ное суще­ство­ва­ние — в них слож­но пове­рить в реаль­но­сти, слож­но пове­рить в то, что там оста­нут­ся армяне. Я не верю в миро­лю­би­вые заяв­ле­ния Алиева.

T-i: Вы ожи­да­е­те этни­че­ские чистки?

РЕ: Это мож­но по-раз­но­му назы­вать: напри­мер, «этни­че­ская чист­ка». Ну то, что на тер­ри­то­рии не оста­нет­ся армян, это факт. Самый тра­во­яд­ный вари­ант — когда людям дадут про­сто уехать, забрав свои вещи и эва­ку­и­ро­вать­ся в Армению.

T-i: И эта тер­ри­то­рия будет про­сто засе­лять­ся азербайджанцами?

РЕ: Да. А как ина­че? Ради чего еще устра­и­ва­лась эта война?…

Беженцы из Арцаха при­бы­ва­ют в Армению. Facebook 

T-i: Не явля­ет­ся ли визит кон­гресс­ме­нов США гаран­ти­ей мир­но­го исхо­да армян из Карабаха?

РЕ: Будем наде­ять­ся, что это поспо­соб­ству­ет тому, что этот исход будет дей­стви­тель­но мирным.

T-i: А что вы дума­е­те о пози­ции Европы в этом кон­флик­те? У них сей­час  объ­е­ма вни­ма­ния не хва­та­ет, что­бы вме­шать­ся, и нет ресур­сов, или это все-таки неже­ла­ние ссо­рить­ся с Эрдоганом по еще одно­му поводу?

РЕ: Я думаю, что это все вме­сте. Во-пер­вых, пото­му что дей­стви­тель­но нет ресур­сов, пото­му что они заня­ты ситу­а­ци­ей в Украине. Во-вто­рых, у неко­то­рых евро­пей­ских стран гораз­до более цинич­ное к это­му отно­ше­ние, напри­мер, у Великобритании. Наверное, самой цинич­ной стра­ной за послед­ние сто лет в этом смыс­ле была Великобритания: она дру­жит с любой стра­ной, где есть нефть, вне зави­си­мо­сти от того, какой там режим. Ну и, конеч­но, отно­ше­ния с Турцией. Турция — член НАТО, поэто­му закры­ва­ют­ся гла­за вооб­ще на все, что ею дела­ет­ся. Плюс, я думаю, во-мно­гом из-за ситу­а­ции в Украине сей­час все раз­го­во­ры о дилем­ме, о кото­рой я гово­рил, меж­ду меж­ду­на­род­ным пра­вом и пра­вом на само­опре­де­ле­ние, и, там, тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­стью — они кач­ну­лись в сто­ро­ну того, что тер­ри­то­ри­аль­ная целост­ность пре­вы­ше все­го. Общий посыл такой сей­час: забудь­те вы про Югославию, это было один раз и неправ­да. И теперь тер­ри­то­ри­аль­ная целост­ность явля­ет­ся абсо­лют­но непре­ре­ка­е­мой исти­ной. В слу­чае с Украиной она важ­на, и в дру­гих слу­ча­ях это про­стое понят­ное пра­ви­ло и от него не будут отхо­дить. Поэтому, если речь шла о Карабахе, все огра­ни­чи­ва­лось сло­вес­ны­ми интер­вен­ци­я­ми, ниче­го серьез­но­го не было, я боюсь, что и сей­час ниче­го не будут серьез­но­го делать. Со сто­ро­ны Европы нет ника­ких попы­ток обес­пе­чить мир­ный выход людей с этой тер­ри­то­рии. Единственная надеж­да, что ради сохра­не­ния сво­е­го миро­во­го ими­джа Азербайджан дей­стви­тель­но это сделает.

 T-i: Но вот в этом про­ти­во­по­став­ле­нии: пра­во на само­опре­де­ле­ние или тер­ри­то­ри­аль­ная целост­ность — как вы оце­ни­ва­е­те два этих век­то­ра с точ­ки зре­ния гума­низ­ма? Ведь, если посмот­реть на послед­ние 30 лет, то каж­дый раз, когда речь идет о пра­ве на само­опре­де­ле­ние, воз­ни­ка­ет вой­на и кажет­ся, что дей­стви­тель­но при­зна­ние гра­ниц «как есть» и есть самый про­стой спо­соб пога­сить кон­фликт, не под­жи­гая новые вой­ны. И тем не менее вы неод­но­крат­но выска­зы­ва­ли точ­ку зре­ния, что вы — после­до­ва­тель­ный сто­рон­ник имен­но пра­ва на само­опре­де­ле­ние. Почему?

РЕ: Это очень тяже­лый вопрос. Я уже гово­рил, что это вопрос нераз­ре­ши­мый, и, я думаю, что он не раз­ре­шит­ся в обо­зри­мом исто­ри­че­ском пери­о­де. Одно дело, когда мы гово­рим о ситу­а­ции, в кото­рой мень­шин­ство хочет отде­лить­ся, пото­му что его пра­ва и сво­бо­ды не соблю­да­ют­ся на тер­ри­то­рии теку­щей стра­ны, и тут выбор меж­ду про­сто выжи­ва­ни­ем или рав­ным поло­же­ни­ем. В прин­ци­пе, это мож­но отне­сти к кур­дам в Турции, и это обыч­но основ­ное тре­бо­ва­ние. То есть, если мы ухо­дим опять же в исто­ри­че­ские дебри , то боль­шая часть слу­ча­ев — это борь­ба мень­шинств про­сто за то, что­бы у них были рав­ные пра­ва с боль­шин­ством, и имен­но поэто­му все эти кон­флик­ты ста­ли раз­во­ра­чи­вать­ся с появ­ле­ни­ем наци­о­наль­ных госу­дарств, когда у вас есть титуль­ная нация, а все осталь­ные нации ста­но­вят­ся нети­туль­ны­ми и наци­я­ми вто­ро­го сор­та, и тогда они начи­на­ют тре­бо­вать: ну тогда дай­те нам нашу нацию, дай­те нам нашу стра­ну. И вто­рой вопрос — что явля­ет­ся при­чи­ной, побуж­да­ю­щей людей вый­ти из дру­гой стра­ны и выде­лить­ся. Потому что, на самом деле, это очень затрат­ный про­цесс, даже если он про­ис­хо­дит мир­ным путем. И поэто­му надо иметь очень вес­кие осно­ва­ния, что­бы на него решить­ся. Моя пози­ция тако­ва: если людей уж дове­ли до того, что они хотят дей­стви­тель­но отде­лить­ся, то это озна­ча­ет, что долж­ны быть какие-то очень серьез­ные осно­ва­ния, что­бы отде­лить­ся. Потому что все пони­ма­ют издерж­ки это­го про­цес­са. И в этом плане, конеч­но, когда сепа­ра­тист­ские дви­же­ния под­дер­жи­ва­ют­ся меж­ду­на­род­ным сооб­ще­ством, то это дела­ет­ся из-за сочув­ствия, когда всем ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что какая-то груп­па людей дис­кри­ми­ни­ру­ет­ся в дру­гой стране.

Associated Press

T-i: Но у нас есть совер­шен­но дру­гой при­мер — мир­ный, созна­тель­ный раз­вод Чехии и Словакии.

 РЕ: Это исклю­че­ние. И важ­но пом­нить, что этот тихий мир­ный раз­вод слу­чил­ся тогда, когда про­ис­хо­дил раз­вал всей систе­мы совет­ских стран в Европе, пере­чер­чи­ва­лись гра­ни­цы, и во всей Европе тогда еще не было того рав­но­ве­сия, кото­рое выстро­и­лось сей­час. Поэтому издерж­ки на раз­де­ле­ние в тот пери­од были не такие боль­шие, как если бы они реши­ли делать это в наши дни. Мы виде­ли, как доро­го сто­ил выход Британии из ЕС обе­им сто­ро­нам. А вто­рой очень важ­ный момент заклю­ча­ет­ся в том, что Чехословакия рас­па­лась на две рав­но­цен­ные части, и как бы, давай­те жить раз­дель­но, тем более, что все рав­но будем жить в Европе, вме­сте, и нам тут неда­ле­ко. Но это дей­стви­тель­но очень ред­кий слу­чай, и это такой контр­при­мер, кото­рый исполь­зу­ет­ся все­гда, пото­му что, чест­но гово­ря, вто­ро­го нет при­ме­ра полю­бов­но­го рас­хо­да двух абсо­лют­но рав­но­ве­ли­ких частей стра­ны. Обычно это все­гда асим­мет­рия, когда есть мень­шин­ство и боль­шин­ство, и мень­шин­ство хочет отде­лить­ся. Это опи­сы­ва­ет 99% всех слу­ча­ев сепа­ра­тиз­ма, за исклю­че­ни­ем един­ствен­но­го, навер­ное, слу­чая Чехословакии. 

T-i: Как вы оце­ни­ва­е­те  роль Николы Пашиняна в судь­бе Нагорного Карабаха?  Был ли у него ресурс, что­бы кар­ди­наль­но решить кара­бах­скую проблему?

РЕ: Это очень хоро­ший и слож­ный вопрос, на кото­рый у меня нет одно­знач­но­го отве­та. Потому что тут слож­но отде­лить изме­не­ния, кото­рые про­изо­шли из-за того, что к вла­сти при­шел Пашинян, от изме­не­ний в осталь­ном окру­жа­ю­щем мире. Как я гово­рил, мне кажет­ся, что кри­ти­че­ским был не при­ход Пашиняна, а изме­не­ние кон­фи­гу­ра­ции Россия — Турция. Другой вопрос состо­ит в том, мож­но ли было добить­ся чего-то дру­го­го в этой кон­фи­гу­ра­ции. То есть, для меня доста­точ­но оче­вид­но, что та ситу­а­ция, кото­рая была до 2020 года, когда Армения и Арцах кон­тро­ли­ру­ют до 30% тер­ри­то­рии Азербайджана и сидят там, уже не мог­ла под­дер­жи­вать­ся в тече­ние дли­тель­но­го времени.

T-i: Она была нежизнеспособна?

РЕ: Она была абсо­лют­но нежиз­не­спо­соб­на! И это надо было пони­мать еще рань­ше армян­ско­му пра­ви­тель­ству до Пашиняна. Тогда еще мож­но было достичь каких-то более выгод­ных усло­вий в пере­го­во­рах и для насе­ле­ния Арцаха, и для самой Армении.

T-i: Вы счи­та­е­те, что тор­го­вать­ся надо было рань­ше, когда была более силь­ная пере­го­вор­ная позиция?

РЕ: Безусловно. Торговаться надо тогда, когда вы зна­е­те, что ваша пере­го­вор­ная пози­ция нахо­дит­ся в мак­си­маль­но высо­кой воз­мож­ной точ­ке, даль­ше может быть толь­ко хуже. Поэтому у меня боль­ше пре­тен­зий ско­рее к преды­ду­ще­му руко­вод­ству, чем к Пашиняну. А после 2020 года ситу­а­ция уже была совсем иной: Россия само­устра­ни­лась, у Армении нет воен­ных ресур­сов. Россия ушла и отка­за­лась пере­да­вать воору­же­ния Армении, в том чис­ле те, за кото­рые уже были запла­че­ны день­ги. И тогда ста­ло понят­но, что выбор неболь­шой: сдать Карабах или пытать­ся за него бороть­ся. Стратегия Пашиняна на то, что­бы начать сда­вать Карабах. И тот факт, что Пашиняна выбра­ли даже на вто­рых выбо­рах, после про­иг­ран­ной им вой­ны 2020 года, гово­рит о том, что очень суще­ствен­ная часть армян­ско­го насе­ле­ния его под­дер­жи­ва­ет: они гото­вы были сдать Карабах, пото­му что они уста­ли, им важ­нее мир­ная жизнь, они не гото­вы поги­бать, что­бы под­дер­жи­вать Арцах. Далеко не все насе­ле­ние Армении под­дер­жи­ва­ет эту пози­цию, но зна­чи­тель­ная часть соглас­на при­нять поло­же­ние, что Арцаха боль­ше нет. Поэтому здесь нет пра­виль­но­го или непра­виль­но­го, здесь есть раз­ли­чие точек зре­ния о том, что при­но­сит­ся в жерт­ву. Мне до сих пор кажет­ся, что это абсо­лют­но неоче­вид­ный выбор. Но есть и аспект, про кото­рой вы упо­мя­ну­ли, гово­ря об афган­ском само­ле­те. Конечно, мож­но было ухо­дить из Афганистана, но то, как это было сде­ла­но, было сде­ла­но абсо­лют­но под­ло. И здесь то же самое. Особенно если учесть, что боль­шин­ство людей, кото­рые живут в Арцахе,  армян­ские граж­дане. И тогда воз­ни­ка­ет вопрос: что мы защи­ща­ем? Что нам важ­но — тер­ри­то­рия или люди? Когда пре­мьер-министр Армении ска­зал, что мы не будем вое­вать за Карабах — это нор­маль­но: это тер­ри­то­рия дру­го­го госу­дар­ства, и мы при­зна­ем, что это его тер­ри­то­рия. Но то, что там у вас несколь­ко десят­ков тысяч граж­дан Армении, кото­рым обе­ща­на защи­та в армян­ском пас­пор­те, и совер­шен­но оче­вид­но, что ника­кой защи­ты им предо­став­ле­но не было. В этом смыс­ле мне кажет­ся, что это пол­ный про­вал уже нынеш­не­го руко­вод­ства Армении. Просто кину­ли несколь­ко десят­ков тысяч сво­их граждан.

T-i: Если Карабах поки­нут все его жите­ли, что будет делать неболь­шая Армения со 120 тыся­ча­ми беженцев?

РЕ: У Армении есть дол­го­сроч­ная пер­спек­ти­ва и крат­ко­сроч­ная. В крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве пере­ва­рить одно­вре­мен­но такое коли­че­ство бежен­цев — это очень тяже­ло: это гигант­ский удар по стране. С дру­гой сто­ро­ны, навер­ное, это не самый пло­хой момент с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния. Сейчас эко­но­ми­ка раз­ви­ва­ет­ся там очень быст­ро, и если когда-то это мог­ло бы про­ис­хо­дить, то луч­ше уж сей­час. Но мы же все пони­ма­ем, что пере­езд этих граж­дан — чудо­вищ­но болез­нен­ный про­цесс не толь­ко эко­но­ми­че­ски, но и соци­аль­но, пси­хо­ло­ги­че­ски и так далее, это понят­но. В дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве надо пони­мать, что у Армении одна из самых гигант­ских про­блем — демо­гра­фи­че­ская. Стране не хва­та­ет рабо­чих рук, отток рабо­та­ю­щих актив­ных людей был посто­ян­ным. И с этой точ­ки зре­ния для эко­но­ми­ки было бы ско­рее полез­но полу­чить рабо­чие руки из Арцаха: они не ижди­вен­цы, не пара­зи­ты, это очень тру­до­лю­би­вые люди, с пред­при­ни­ма­тель­ской ини­ци­а­ти­вой. Они пред­став­ля­ют собой цен­ный чело­ве­че­ский капитал.

Если же мы рас­смот­рим менее опти­ми­стич­ный сце­на­рий, когда дети и ста­ри­ки уедут, а муж­чин не выпу­стят или выпу­стят не всех, на пле­чи арцах­ских  жен­щин ляжет огром­ная ноша. И это будет очень тяже­ло. Я не хочу ска­зать, что жен­щи­ны не явля­ют­ся тру­до­спо­соб­ным насе­ле­ни­ем, они — тру­до­спо­соб­ное насе­ле­ние, но когда они одни уез­жа­ют и долж­ны под­дер­жи­вать свою семью, то это гораз­до тяже­лее. А если это пол­но­цен­ная воз­мож­ность уехать всем семьям, не раз­лу­чая людей, то это ско­рее хоро­шая новость для Армении. Место для новых людей в Армении есть.

Associated Press

T-i: Вы граж­да­нин Армении, не так дав­но там были, да и  семья ваша родом из Карабаха. Какие самые боль­шие эти­че­ские вызо­вы для вас лич­но поста­ви­ла эта война?

РЕ:  Во-пер­вых, для меня эти­че­ский вызов — это дей­стви­тель­но понять, что мож­но было сде­лать в этой ситу­а­ции с пози­ции каче­ства жиз­ни людей, кото­рые жили в Арцахе. Понять раз­ни­цу меж­ду тем, чего мы хотим и чего мы можем. Вот тот же Пашинян — он так дей­ство­вал, пото­му что он это­го хотел, а мог бы делать что-то дру­гое, или он делал един­ствен­но воз­мож­ное? И это, на самом деле, очень тяже­лая ситу­а­ция, пото­му что все раз­го­во­ры о том, бороть­ся или сда­вать­ся, и так далее — это вопро­сы реаль­но­сти. Иногда это само­убий­ство. И вот это при­зна­ние, что что-то, что тебе кажет­ся пра­виль­ным, не явля­ет­ся вооб­ще воз­мож­ным, и при­хо­дит­ся идти на ком­про­мис­сы — это все­гда очень тяже­лая мораль­ная вещь даже в плане того, что­бы при­знать­ся себе, так это или не так. Иногда все может быть очень про­сто: цель может быть недо­сти­жи­ма, но цель понят­на. А в этой ситу­а­ции было совер­шен­но для меня неоче­вид­но, что мож­но делать, что нель­зя делать, что пытать­ся, что не пытать­ся. Это гораз­до тяже­лее морально.

T-i: Самое пора­зи­тель­ное, что за послед­ние дни собы­тия раз­ви­ва­ют­ся очень быст­ро, ситу­а­ция меня­ет­ся, но сколь­ко бы людей, ана­ли­ти­ков и поли­то­ло­гов, ни писа­ло на тему Карабаха и ни выска­зы­ва­лось — у всех есть одна и та же страш­ная фра­за, все пишут: «выхо­да не вид­но, что делать — непо­нят­но». Все закан­чи­ва­ет­ся тем, что никто из тех, кто сле­дил за всем этим, не видит, не пред­ла­га­ет ника­ко­го сце­на­рия. Означает ли это, что в бли­жай­шее вре­мя, посколь­ку этих сце­на­ри­ев не про­смат­ри­ва­ет­ся, ситу­а­ция будет очень неста­биль­ной и мы не уви­дим очень быст­ро­го реше­ния, а уви­дим очень быст­рое раз­ви­тие кон­флик­та? То, что мы видим в послед­ние дни, мож­но вос­при­ни­мать как конец, или, наобо­рот, это толь­ко начало?

РЕ: Я дол­жен при­мкнуть к кру­гу экс­пер­тов, кото­рые утвер­жда­ют, что не видят нор­маль­но­го выхо­да из ситу­а­ции. Это очень опти­ми­стич­ный взгляд на жизнь, что то, что про­изо­шло — это конец. Я боюсь, что это не так. 

T-i: Что самое луч­шее, что сей­час мог­ли бы сде­лать вла­сти Азербайджана?

РЕ: Смотря какие у них цели. Если их цель — обес­пе­чить при­мер­но мир­ное сосу­ще­ство­ва­ние с Арменией, то выпу­стить бес­пре­пят­ствен­но всех и нико­го не аре­сто­вы­вать. Если их цель — про­бить Зангезурский кори­дор, то про­дол­жать задер­жи­вать неко­то­рых людей. Вопрос в том, что осо­бен­но слож­но понять цели в дик­та­тор­ских режи­мах, коим явля­ет­ся и Азербайджан, да и, по сути, Турция тоже. Потому что в авто­кра­ти­ях не идет дис­кус­сия, поэто­му вы не пони­ма­е­те, что они хотят, это все поли­ти­ка закры­тых две­рей. Это все а) дела­ет их непред­ска­зу­е­мы­ми и б) застав­ля­ет не верить их сло­вам, пото­му что они не огра­ни­че­ны ничем. В демо­кра­ти­ях худо-бед­но то, о чем вы пуб­лич­но заяв­ля­е­те и под­пи­сы­ва­е­те дого­вор, от это­го потом слож­нее уйти. Можно, но издерж­ки боль­ше. В авто­кра­ти­ях это ниче­го не сто­ит. Поэтому у меня есть вопрос о том, какие дого­во­ры сей­час есть у Армении с Азербайджаном, про­бле­ма в том, что это дого­во­рен­но­сти меж­ду демо­кра­ти­ей и авто­кра­ти­ей. И что там, насколь­ко мож­но дове­рить­ся, насколь­ко мож­но дого­ва­ри­вать­ся с авто­кра­ти­я­ми — с любы­ми, тут у меня ниче­го лич­но­го к этой кон­крет­ной стране, у меня боль­шие вопро­сы. Это под­дер­жи­ва­ет­ся толь­ко силой, при­чем в дан­ном слу­чае тре­тьих сто­рон. А тре­тья сто­ро­на там оста­лась толь­ко одна — Турция, осталь­ные само­устра­ни­лись. И како­вы в такой ситу­а­ции иску­ше­ния с точ­ки зре­ния теку­щих вла­стей Азербайджана? Они очень боль­шие. Тем более, что на чем дер­жит­ся леги­тим­ность Алиева? На том, что, во-пер­вых, он сын сво­е­го отца, а, во-вто­рых, это все была борь­ба с Арменией. И если про­сто ска­зать, что борь­ба закон­чи­лась, то могут вспом­нить, что про­ис­хо­дит в эко­но­ми­ке, куда идут ресур­сы от неф­ти и какую роль игра­ет семья Алиева в эко­но­ми­ке Азербайджана. А это опас­но. Поэтому вполне воз­мож­но, что гораз­до луч­ший сце­на­рий — вой­ти в такой кон­фликт и удер­жать­ся у вла­сти тем, что теперь у нас дру­гая цель, теперь надо при­со­еди­нять наш анклав, Нахичевань, к Азербайджану. Это тот сце­на­рий, кото­рый, к сожа­ле­нию, мне кажет­ся реа­ли­стич­ным. Ну и тут, конеч­но, ника­ко­го раз­го­во­ра о мир­ном сосу­ще­ство­ва­нии не идет.

T-i: Сколько, как вы дума­е­те, по вре­ме­ни, если есть сей­час воз­мож­но­сти про­гно­зи­ро­вать и гово­рить о сро­ках, сколь­ко может прой­ти вре­ме­ни, когда мы уви­дим, куда этот век­тор повер­нул­ся, чего хочет Азербайджан — более мир­но­го реше­ния или, наобо­рот, про­дол­же­ния кон­флик­та уже с теми внут­ри­по­ли­ти­че­ски­ми целя­ми, о кото­рых вы гово­ри­ли? Как быст­ро мы это поймем?

РЕ: Ну, какие-то сиг­на­лы будут очень быст­ры­ми. То, что про­ис­хо­дит с жите­ля­ми Карабаха — это будет понят­но вот сей­час. И это, я думаю, в бли­жай­шие месяц-два будет очень хоро­ший сиг­нал о том, что про­ис­хо­дит. Точно будет вид­но, если все пло­хо, но, если даже будет казать­ся, что хоро­шо, это в любой момент может раз­вер­нуть­ся. Я повто­ряю, что это про­бле­ма непред­ска­зу­е­мо­сти их режи­ма. Но какой-то век­тор того, насколь­ко все пло­хо или хоро­шо, мы уви­дим уже в тече­ние месяца. 

Беседовала Ольга ОРЛОВА

  1.10.2023

, , , ,