Мозг Этика

Нейробиология войны

https://tinyurl.com/t-invariant/2023/07/nejrobiologiya-vojny/

За XX и XXI века нель­зя назвать даже один год, когда на всей Земле был мир. Почему люди вою­ют и как мож­но интер­пре­ти­ро­вать их пове­де­ние, кото­рое, кажет­ся, не несет ниче­го кро­ме горя? А когда мы огля­ды­ва­ем­ся назад, вой­ны кажут­ся пол­ным абсур­дом. Неужели такой харак­тер пове­де­ния людей запро­грам­ми­ро­ван био­ло­ги­че­ски? Ответов на эти вопро­сы сего­дня нет. Ни у гене­ти­ков, ни у антро­по­ло­гов. Но мож­но попро­бо­вать сде­лать неболь­шой набро­сок, кото­рый что-то, может быть, объ­яс­нит. Что такое вой­на с точ­ки зре­ния нейробиологии?

И нач­нем мы с неболь­шо­го эпи­зо­да рома­на немец­ко­го писа­те­ля Эриха Марии Ремарка «На запад­ном фрон­те без перемен».

Враг или друг


Кадр из филь­ма «На запад­ном фрон­те без пере­мен» (США, Великобритания, 1979, режис­сер Делберт Манн). (Весь эпи­зод с момен­та, когда Пауль укры­ва­ет­ся в ворон­ке и до того, как он ее поки­да­ет: 59:24 — 1:08:27).

«В октяб­ре 1918 года… на всем фрон­те было так тихо и спо­кой­но, что воен­ные свод­ки состо­я­ли из одной толь­ко фра­зы: “На Западном фрон­те без пере­мен”», – так опи­сы­ва­ет Ремарк послед­ние неде­ли Первой миро­вой вой­ны. Но до того, как на Западном фрон­те насту­пи­ла ясная осен­няя тиши­на, люди четы­ре года уби­ва­ли друг дру­га. Ожесточенно, целе­на­прав­лен­но, не испы­ты­вая сочув­ствия к повер­жен­ным. Как все­гда на войне. Так уби­ва­ет и герой рома­на Ремарка — сол­дат Пауль. Он хоро­ший сол­дат. Он немец и поэто­му уби­ва­ет фран­цу­зов, пото­му что так при­ка­за­ли. И не рассуждает.

Пауль идет в раз­вед­ку и попа­да­ет под жесто­кий обстрел. Он пры­га­ет в боль­шую ворон­ку и не может отту­да выбрать­ся из-за плот­но­го огня. Мимо ворон­ки бегут фран­цу­зы. Один из них пры­га­ет в ворон­ку. Пауль вон­за­ет ему в гор­ло кин­жал. Ни секун­ды не колеб­лясь. Француз хри­пит, исте­ка­ет кро­вью, но он еще жив. Его сто­ны ста­но­вят­ся невы­но­си­мы. Замахнувшись, что­бы добить фран­цу­за, Пауль смот­рит ему в гла­за и видит в них ужас.

Именно тогда Пауль пони­ма­ет, что не может убить это­го чело­ве­ка. Его вос­при­я­тие мира меня­ет­ся. На сме­ну жесто­ко­сти при­хо­дит состра­да­ние. Пауль пере­вя­зы­ва­ет фран­цу­за, хотя и пони­ма­ет, что его не спа­сти. Он про­сит про­ще­ния за то, что убил. Француз уми­ра­ет. Пауль доста­ет из кар­ма­на его шине­ли фото­гра­фию жен­щи­ны и девоч­ки, чита­ет доку­мен­ты уби­то­го: «Жерар Дюваль, набор­щик». Француз стал живым для Пауля толь­ко после того, как Пауль его убил. Помимо тра­гиз­ма, эта сце­на при­ме­ча­тель­на еще одним. Ремарк точ­но опи­сал, как в моз­гу чело­ве­ка на войне рабо­та­ют ней­рон­ные меха­низ­мы, кото­рые отно­сят­ся к эмпатии.

Чувственная эмпатия


В верх­нем ряду при­ве­де­ны сним­ки, кото­рые пока­зы­ва­ли испы­ту­е­мым, когда их про­си­ли под­нять палец. На при­ве­ден­ной сни­зу диа­грам­ме ука­за­но вре­мя реак­ции в мил­ли­се­кун­дах. Источник кар­тин­ки: Contextual movement constraints of others modulate motor preparation in the observer. Roman Liepelt, Markus Ullsperger, Katrin Obst, Stephanie Spenglera, D. Yves von Cramona, Marcel Brassa. Neuropsychologia 47 (2009) 268 – 275. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18680755

Сегодня мы можем уве­рен­но гово­рить о функ­ци­ях моз­га, поз­во­ля­ю­щих чело­ве­ку как свои вос­при­ни­мать раз­дра­жи­те­ли, на кото­рые реа­ги­ру­ют дру­гие люди. На этих функ­ци­ях осно­ва­на чув­ствен­ная эмпа­тия. В нор­маль­ных усло­ви­ях нор­маль­ный чело­век не может не чув­ство­вать эмпа­тию. Отсутствие это­го меха­низ­ма – при­знак откло­не­ния, напри­мер, рас­строй­ства аутич­но­го спек­тра. Аутист не может «вклю­чить эмпа­тию». Он про­сто не зна­ет, что это такое. Не испы­ты­ва­ет эмпа­тию и ребе­нок млад­ше 2-х лет. Люди с этим чув­ством не рождаются.

Эмпатия — это канал вос­при­я­тия, на кото­ром осно­ва­но про­со­ци­аль­ное пове­де­ние. Сам по себе этот канал, как и любой дру­гой, напри­мер, зре­ние или слух, ни «пло­хой», ни «хоро­ший», но без него невоз­мож­но сочув­ствие, состра­да­ние и аль­тру­и­сти­че­ское пове­де­ние. К неко­то­рым осо­бен­но­стям эмпа­тии мы еще вер­нет­ся, но сна­ча­ла пока­жем, что этот канал дей­стви­тель­но есть у человека.

Нейробиолог Кристофер Фрис(1) при­во­дит два важ­ных при­ме­ра «соци­аль­но­го моз­га», в осно­ве кото­ро­го как раз и лежит канал эмпатии.

Первый при­мер осно­ван на иссле­до­ва­нии 2005 года(2). Ученые с помо­щью фМРТ изу­ча­ли реак­цию моз­га десят­ков доб­ро­воль­цев. В ходе экс­пе­ри­мен­та участ­ни­ки долж­ны были наблю­дать, как кто-то при­ка­са­ет­ся к лицам дру­гих людей. На вто­ром эта­пе экс­пе­ри­мен­та иссле­до­ва­те­ли при­ка­са­лись к лицам самих доб­ро­воль­цев, таким же обра­зом отсле­жи­вая реак­цию их мозга.

«Полученные резуль­та­ты чет­ко демон­стри­ру­ют, что одна и та же область сома­то­сен­сор­ной (так­тиль­ная инфор­ма­ция от тела) коры акти­ви­ро­ва­лась как при при­кос­но­ве­ни­ях к испы­ту­е­мым, так и в слу­чае, когда они виде­ли при­кос­но­ве­ния к дру­гим», – пишет Фрис. Он назы­ва­ет этот про­цесс сине­сте­зи­ей: пере­жи­ва­ние чужой реак­ции на раз­дра­жи­те­ли как соб­ствен­ной. Как пра­ви­ло люди не отда­ют себе отчет о том, что они реа­ги­ру­ют на при­кос­но­ве­ния к дру­гим. Только в очень ред­ких слу­ча­ях сине­сте­зия про­би­ва­ет­ся к созна­нию, и паци­ен­ты гово­рят: «Когда я вижу, как к чье­му-то лицу при­ка­са­ют­ся, я чув­ствую это при­кос­но­ве­ние у себя на лице».

Другой при­мер, кото­рый при­во­дит Фрис, не менее инте­ре­сен: «В экс­пе­ри­мен­те (Liepelt et al., 2009 — пол­ная ссыл­ка дана в под­пи­си под кар­тин­кой см. выше) исполь­зо­ва­ли клас­си­че­скую пси­хо­ло­ги­че­скую мето­ди­ку изме­ре­ния вре­ме­ни реак­ции. В иссле­до­ва­нии испы­ту­е­мые долж­ны были нажи­мать на кноп­ки пер­вым (ука­за­тель­ным) или вто­рым (сред­ним) паль­ца­ми как мож­но быст­рее. Сигнал к нача­лу выпол­не­ния предъ­яв­лял­ся на экране в виде изоб­ра­же­ния руки. Цифры 1 и 2, появ­ляв­ши­е­ся меж­ду пер­вым и вто­рым паль­ца­ми, ука­зы­ва­ли, на какую кноп­ку надо нажимать».

В неко­то­рых слу­ча­ях на кар­тин­ках были изоб­ра­же­ны ладо­ни, чьи паль­цы при­дер­жи­ва­лись метал­ли­че­ски­ми скоб­ка­ми. В этих слу­ча­ях испы­ту­е­мые почти в два раза мед­лен­нее нажи­ма­ли на кноп­ки. Даже несмот­ря на то, что их паль­цы были абсо­лют­но сво­бод­ны, участ­ни­ки иссле­до­ва­ния ощу­ща­ли ско­ван­ность в дви­же­ни­ях. Причем замед­ля­лась толь­ко реак­ция тех паль­цев, кото­рые на рисун­ке были фиксированы.

«Мы не созна­ем это­го, но лишь один вид того, что про­ис­хо­дит с окру­жа­ю­щи­ми нас людь­ми, изме­ня­ет наши чув­ства и пове­де­ние», – пишет Фрис.


(А) Области воз­буж­де­ния в моз­ге при пере­жи­ва­нии соб­ствен­ной боли (синие). (В) Области воз­буж­де­ния в моз­ге при пере­жи­ва­нии чужой боли (жел­тые). (С) Уровень воз­буж­де­ния при пере­жи­ва­нии сво­ей боли (синий), чужой боли (жел­тый) и мане­ке­на (крас­ный). Empathy examined through the neural mechanisms involved in imagining how I feel versus how you feel pain. Philip L. Jackson, Eric Brunet, Andrew N. Meltzoff, Jean Decety. Neuropsychologia 44 (2006) 752 – 761. 

Не менее пока­за­те­лен и тре­тий при­мер. Ученые из уни­вер­си­те­та Сиэтла поста­ви­ли сле­ду­ю­щий экс­пе­ри­мент. Испытуемых попро­си­ли пред­ста­вить боль, как буд­то бы их руку при­ще­ми­ло двер­цей маши­ны. После тем же участ­ни­кам экс­пе­ри­мен­та пред­ло­жи­ли пред­ста­вить, как дру­гой чело­век при­ще­мил руку двер­цей. В обо­их слу­ча­ях – при пред­став­ле­нии сво­ей боли и чужой – про­ис­хо­ди­ла рез­кая акти­ва­ция зон моз­га, ответ­ствен­ных за боле­вые реак­ции. (На рисун­ке синим и жел­тым пока­за­ны реак­ции на соб­ствен­ную боль и чужую.) А вот когда респон­ден­там предъ­яв­ля­ли кар­тин­ку, на кото­рой двер­цей при­ще­ми­ли руку мане­ке­на, очень похо­же­го на чело­ве­ка, — мозг ника­ких боле­вых реак­ций или «сочув­ствия» не проявил.

Когда Пауль вон­зал в тело кин­жал, он вос­при­ни­мал фран­цу­за как бес­чув­ствен­ную кук­лу. Но надол­го остав­шись с ним в ворон­ке, Пауль был вынуж­ден пере­жи­вать его боль и начал схо­дить с ума от хри­па и стона.

Приведенные экс­пе­ри­мен­ты доволь­но убе­ди­тель­но демон­стри­ру­ют нали­чие чув­ствен­ной эмпа­тии — кана­ла вос­при­я­тия, кото­рый поз­во­ля­ет чело­ве­ку пере­жи­вать ощу­ще­ния и боль дру­го­го чело­ве­ка. Но есть и дру­гая фор­ма эмпатии.

Когнитивная эмпатия. Посмотри в глаза врагу


А. Пристальное смот­ре­ние. B. Следование за взгля­дом. С. Объединенное вни­ма­ние. D. Разделяемое вни­ма­ние. E. «Теория разума»
The eyes have it: the neuroethology, function and evolution of social gaze
N.J. Emery. Neuroscience and Biobehavioral Reviews 24 (2000) 581-604.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10940436

Когда в романе Ремарка в ворон­ку пры­га­ет фран­цуз­ский сол­дат, Пауль реа­ги­ру­ет на него толь­ко как на угро­зу: «Я ни о чем не думаю, не при­ни­маю ника­ко­го реше­ния, мол­ние­нос­но вон­заю в него кин­жал и толь­ко чув­ствую, как это тело вздра­ги­ва­ет, а затем мяг­ко и бес­силь­но осе­да­ет. Когда я при­хо­жу в себя, я ощу­щаю на руке что-то мокрое и лип­кое. Человек хрипит».

Пауль отно­сит­ся к вра­гу как к объ­ек­ту и ника­ко­го сочув­ствия не испы­ты­ва­ет. Канал эмпа­тии закрыт. Ситуация начи­на­ет менять­ся в тот самый момент, когда Пауль смот­рит сво­е­му вра­гу в глаза.

Именно визу­аль­ный кон­такт явля­ет­ся основ­ным «про­во­дом», по кото­ро­му посту­па­ет «соци­аль­ный сиг­нал» наше­му моз­гу. А сре­ди всей визу­аль­ной инфор­ма­ции глав­ным явля­ет­ся лицо дру­го­го чело­ве­ка и даже более точ­но — его глаза.

Человек учит­ся пони­мать соци­аль­ный сиг­нал посте­пен­но. Сначала мла­де­нец учит­ся нахо­дить и рас­по­зна­вать гла­за и взгляд. Человек учит­ся уве­рен­но уста­нав­ли­вать визу­аль­ный кон­такт (при­сталь­ное смот­ре­ние) к 6-9 меся­цам (кар­тин­ка А). Но до 9 меся­цев ребе­нок не уме­ет сле­до­вать за взгля­дом (кар­тин­ка B), то есть нель­зя, ско­сив гла­за, ука­зать ему на объ­ект — необ­хо­ди­мо повер­нуть голо­ву. Следовать за одним толь­ко взгля­дом ребе­нок учит­ся к полу­то­ра годам. Следующий этап раз­ви­тия — это объ­еди­нен­ное вни­ма­ние (кар­тин­ка С): субъ­ект А смот­рит на объ­ект, и пони­ма­ет, что субъ­ект Б видит тот же объ­ект. На кар­тин­ке D изоб­ра­жен сле­ду­ю­щий шаг — раз­де­ля­е­мое вни­ма­ние: А и Б пони­ма­ют, что они оба видят один тот же объ­ект. Это пер­вый шаг к вза­и­мо­по­ни­ма­нию. Этому чело­век учит­ся к двум годам.

Разделяемое вни­ма­ние демон­стри­ру­ют обе­зья­ны, но сле­ду­ю­ще­го уров­ня счи­ты­ва­ния соци­аль­ных сиг­на­лов, по-види­мо­му, может достичь толь­ко чело­век. Субъект А смот­рит на объ­ект, и зна­ет, что субъ­ект Б тоже смот­рит на объ­ект. Тогда субъ­ект А может пред­ста­вить не толь­ко то, что субъ­ект Б видит тот же самый объ­ект, но и осо­знать: Б пони­ма­ет, что А тоже видит этот объ­ект. То есть, субъ­ект А как бы интер­пре­ти­ру­ет не толь­ко то, что видит Б, но и то, что дума­ет Б о види­мом объ­ек­те. Этот про­цесс назы­ва­ет­ся «тео­ри­ей разу­ма» (кар­тин­ка Е). Такое уме­ние фор­ми­ру­ет­ся у чело­ве­ка не рань­ше четы­рех лет.

Этот про­цесс явля­ет­ся осно­вой когни­тив­ной эмпа­тии. Здесь глав­ную роль игра­ет интел­лект, акти­ви­ру­ет­ся кора мозга.

Пауль пони­ма­ет, что перед ним чело­век, а не абстракт­ный враг толь­ко после уста­нов­ле­ния визу­аль­но­го кон­так­та. После это­го соци­аль­ные меха­низ­мы моз­га дела­ют свое дело. Пауль «моде­ли­ру­ет» фран­цу­за, — пред­став­ля­ет его, исхо­дя из соб­ствен­но­го опы­та. То есть, на уровне ней­ро­био­ло­гии ста­вит и себя, и фран­цу­за на один уро­вень — человечный.

Когнитивная эмпа­тия явля­ет­ся осно­вой состра­да­ния и аль­тру­и­сти­че­ско­го пове­де­ния, кото­рое и демон­стри­ру­ет Пауль, пыта­ясь пере­вя­зать рану фран­цу­за. Так поче­му же он — такой чув­стви­тель­ный, такой эмпа­тич­ный — убил фран­цу­за? Он конеч­но, рас­ка­ял­ся, но ведь было уже поздно.

Блокировка канала

Пауль убил фран­цу­за, пото­му что ина­че фран­цуз убил бы его. По край­ней мере, так объ­яс­нил Паулю его страх: убей или враг убьет тебя. Почему эмпа­тия мол­ча­ла? И толь­ко когда смер­тель­но ране­ный фран­цуз пере­стал быть угро­зой, канал сно­ва открылся.

«Товарищ, я не хотел уби­вать тебя. Если бы ты спрыг­нул сюда еще раз, я не сде­лал бы того, что сде­лал… Но рань­ше ты был для меня лишь отвле­чен­ным поня­ти­ем, ком­би­на­ци­ей идей, жив­шей в моем моз­гу и под­ска­зав­шей мне мое реше­ние. Вот эту-то ком­би­на­цию я и убил», — гово­рит Пауль сво­ей жерт­ве. Когда Пауль доста­ет бумаж­ник уби­то­го и видит фото­гра­фию жен­щи­ны и девоч­ки, его мозг при­ни­ма­ет соци­аль­ный сиг­нал, и Пауль начи­на­ет моде­ли­ро­вать сво­е­го быв­ше­го вра­га, пред­став­лять его жизнь, и враг пере­ста­ет быть вра­гом. Мозг пере­стра­и­ва­ет­ся. Объект ста­но­вит­ся человеком.

Как пока­за­ли мно­гие работы(3), эмпа­тия дей­ству­ет изби­ра­тель­но. Самая силь­ная фор­ма чув­ствен­ной эмпа­тии полу­чи­ла назва­ние пер­со­наль­ный дис­тресс (не все уче­ные счи­та­ют эту фор­му эмпа­ти­ей). Яркий при­мер тако­го пове­де­ния: мать, защи­ща­ю­щая сво­е­го ребен­ка. В состо­я­нии дис­трес­са она убьет, ни секун­ды не колеб­лясь. Эмпатия к «сво­им» все­гда силь­нее, чем к «чужим». Это нор­маль­ное эво­лю­ци­он­ное пове­де­ние. «Чужие» — это источ­ник угро­зы для «сво­их». «Свои» — опо­ра для выжи­ва­ния. И страх перед «чужи­ми» бло­ки­ру­ет чув­ствен­ную эмпа­тию к ним. А когни­тив­ную эмпа­тию, кото­рая осно­ва­на на моде­ли­ро­ва­нии и пото­му менее устой­чи­ва, мож­но раз­ру­шить. Достаточно сфор­ми­ро­вать пра­виль­ную «ком­би­на­цию идей» — образ вра­га. Обычно этим зани­ма­ет­ся пропаганда.

Эмпатия замол­чит не навсе­гда, ина­че не было бы столь­ко слу­ча­ев пост­трав­ма­ти­че­ско­го син­дро­ма. Но пока она мол­чит, враг пере­ста­ет быть чело­ве­ком и пре­вра­ща­ет­ся в мане­кен, кото­ро­му не больно.

Примечания

(1) Мозг, позна­ние, разум: вве­де­ние в когни­тив­ные ней­ро­на­у­ки в 2 томах. Под редак­ци­ей Б. Баарса, Н. Гейдж. М., «Лаборатория зна­ний», 2016. Т. 2, стр. 166-167.

(2) Blakemore, S.J., Bristow, D., Bird, G., Frith, C. and Ward, J. (2005). Somatosensory activations during the observation of touch and a case of vision-touch synaesthesia. Brain, 128 (7), 1571 – 1583.

(3) См. напри­мер, Putting the Altruism Back into Altruism: The Evolution of Empathy Frans B.M. de Waal https://science.umd.edu/faculty/wilkinson/BIOL608W/deWaalAnnRevPsych2008.pdf

  20.07.2023

, , , ,