Позиция Этика

Конформизм как эволюционная стратегия

https://tinyurl.com/t-invariant/2023/04/konformizm-kak-evolyutsionnaya-strategiya/

Поддерживать науч­ные свя­зи необ­хо­ди­мо вез­де, где это воз­мож­но, но про­ти­во­по­став­ле­ние «разум­ные уче­ные» vs «без­дум­но лояль­ные мас­сы» – это эти­че­ская ловуш­ка, счи­та­ет фран­цуз­ский био­лог, спе­ци­а­лист в обла­сти моле­ку­ляр­ной онко­ло­гии Мария Кондратова.

Недавно Т-инва­ри­ант опуб­ли­ко­вал текст Алексея Оскольского «Упрямство фак­та VS лояль­ность лжи». Всецело согла­ша­ясь с гума­ни­сти­че­ским при­зы­вом авто­ра про­дол­жать воз­мож­ное науч­ное сотруд­ни­че­ство с кол­ле­га­ми, остав­ши­ми­ся в России, я, одна­ко, нахо­жу необ­хо­ди­мым оспо­рить аргу­мен­ты, кото­ры­ми он его обос­но­вы­ва­ет. Да, воз­мож­но, науч­ное сооб­ще­ство пред­став­ля­ет собой одну из наи­бо­лее здо­ро­вых соци­аль­ных струк­тур в России, одна­ко тео­ре­ти­зи­ро­ва­ние на тему «разум­ных субъ­ек­тов» и «поте­стар­ных субъ­ек­тов», кото­рым под­креп­ля­ет­ся этот тезис, пред­став­ля­ет­ся оши­боч­ны­ми. Поскольку такой под­ход встре­ча­ет­ся послед­нее вре­мя бук­валь­но повсе­мест­но и рас­суж­де­ния о «раб­ской при­ро­де» или «поте­стар­ной лояль­но­сти» одних групп людей и «искон­ном сво­бо­до­лю­бии» или «интел­лек­ту­аль­ной неза­ви­си­мо­сти» дру­гих ста­ли одним из попу­ляр­ных про­па­ган­дист­ских сюже­тов в инфор­ма­ци­он­ной войне с обе­их сто­рон, мне кажет­ся важ­ным предо­сте­речь от эти­че­ских лову­шек, в кото­рые лег­ко попасть, если искренне пове­рить в воз­мож­ность про­ти­во­по­став­ле­ния «разум­ные уче­ные» vs «без­дум­но лояль­ные массы».

Множество иссле­до­ва­ний пока­зы­ва­ют, что даже уче­ные исполь­зу­ют кри­ти­че­ское мыш­ле­ние лишь в узком диа­па­зоне про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Да и лич­ный опыт мно­гих из нас под­бро­сит, если поко­пать­ся в памя­ти, «физи­ков» любив­ших в сво­бод­ное от иссле­до­ва­ний вре­мя порас­суж­дать о том, что еги­пет­ские пира­ми­ды воз­мож­но были постро­е­ны ино­пла­не­тя­на­ми, и высо­ко­об­ра­зо­ван­ных «лири­ков», заря­жав­ших воду Аланом Чумаком в 90-е. Теория двух систем мыш­ле­ния, пред­ло­жен­ная пси­хо­ло­гом Даниэлем Канеманом и под­твер­ждён­ная мно­го­чис­лен­ны­ми экс­пе­ри­мен­та­ми, нагляд­но демон­стри­ру­ет, что чело­ве­че­ский ум по при­ро­де сво­ей скло­нен к систе­ма­ти­че­ским ошиб­кам и лишь очень неболь­шая часть нашей умствен­ной дея­тель­но­сти стро­го сле­ду­ет тем пра­ви­лам логи­че­ско­го мыш­ле­ния, кото­рые соглас­но Алексею Оскольскому явля­ет­ся при­зна­ком «разум­но­го субъ­ек­та». Безусловно «уче­ные» как соци­аль­ная груп­па в сред­нем несколь­ко более «разум­ны», чем «мас­сы», но, боюсь, что за пре­де­ла­ми сво­ей узкой спе­ци­а­ли­за­ции эта раз­ни­ца куда мень­ше, чем нам бы того хоте­лось. Во вся­ком слу­чае грань меж­ду анти­во­ен­ной пози­ци­ей и под­держ­кой СВО опре­де­лен­но про­хо­дит не по линии «верх­не­го образования».

Специалист в обла­сти машин­но­го обу­че­ния в био­ло­гии, док­тор тех­ни­че­ских наук Николай Борисов, поки­нув­ший Россию после нача­ла вой­ны с удив­ле­ни­ем кон­ста­ти­ру­ет: «Когда нача­лась вой­на, то от мно­гих кре­а­ци­о­ни­стов, гомео­па­тов или анти­вак­се­ров, с кото­ры­ми я жёст­ко поле­ми­зи­ро­вал уже более два­дца­ти лет, я полу­чил пись­ма под­держ­ки за свою анти­во­ен­ную пози­цию. Иногда ─ при­ват­ных, пото­му что люди боят­ся сесть в тюрь­му. И я их за это ни в коем слу­чае не осуж­даю. Но ино­гда ─ даже публичных.

С дру­гой сто­ро­ны, были науч­ные жур­на­ли­сты и даже масти­тые уче­ные с длин­ны­ми и тол­сты­ми хир­ша­ми, кото­рые ста­ли транс­ли­ро­вать самую агрес­сив­ную z-рито­ри­ку. Иногда ─ пуб­лич­но. А ино­гда ─ при­ват­но, с пре­ду­пре­жде­ни­ем: “Только ты об этом нико­му не гово­ри”. Что ж, ино­гда это моти­ви­ро­ва­но тем, что такие люди зани­ма­ют посты в меж­ду­на­род­ных коми­те­тах, комис­си­ях, ред­кол­ле­ги­ях и т.д. А ино­гда ─ даже тем, что в ака­де­ми­че­ской сре­де, даже рос­сий­ской, быть za vой­ну не есть пози­ция большинства».

Если бы речь шла толь­ко об отож­деств­ле­нии «разум­но­сти» с «мораль­но­стью», мож­но было бы его про­пу­стить, но меня как био­ло­га по насто­я­ще­му пуга­ет тренд на про­ти­во­по­став­ле­ние «груп­по­вой лояль­но­сти» и «интел­лек­ту­аль­ной неза­ви­си­мо­сти», «раб­ско­го» и «сво­бо­до­лю­би­во­го» в соци­аль­ных дис­кус­си­ях послед­них меся­цев, а то и лет. Когда такой рито­ри­ки при­дер­жи­ва­ют­ся про­па­ган­ди­сты ─ это непри­ят­но, но объ­яс­ни­мо. Но если она про­ни­ка­ет в науч­ную дис­кус­сию, то это очень опас­ный симптом.

Как бы ни ужа­са­ло нас про­ис­хо­дя­щее в России и Украине, уче­ный дол­жен оста­вать­ся уче­ным и пони­мать, что кри­ти­ко­вать типич­ных пред­ста­ви­те­лей homo sapiens за груп­по­вую лояль­ность ─ это все рав­но, что кри­ти­ко­вать их за пря­мо­хож­де­ние. Мы ─ соци­аль­ные живот­ные, и кон­фор­мизм, как, ска­жем, дол­го­вре­мен­ная забо­та о потом­стве для нас не про­сто мораль­ный выбор ─ это часть нашей при­ро­ды, закреп­лен­ная есте­ствен­ным отбо­ром. Высказывание «Платон мне друг, но исти­на доро­же» сохра­ни­лось в люд­ской памя­ти имен­но бла­го­да­ря сво­ей экс­тра­ва­гант­но­сти, посколь­ку десят­ки и сот­ни тысяч лет род люд­ской и его пред­ше­ствен­ни­ки-гомини­ды выжи­ва­ли, руко­вод­ству­ясь пря­мо про­ти­во­по­лож­ной стра­те­ги­ей: к чер­ту исти­ну, глав­ное не остать­ся одно­му. Одинокий пред­ста­ви­тель рода homo, как бы прав он не был, не имел ни малей­ше­го шан­са пре­успеть (в эво­лю­ци­он­ном смыс­ле это­го сло­ва) без под­держ­ки окру­жа­ю­щих. Изгнание из пле­ме­ни воз­мож­но не все­гда обре­ка­ло «нон­кон­фор­ми­стов» на смерть, но в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев надеж­но пре­пят­ство­ва­ло их раз­мно­же­нию. Если что-то в при­ро­де чело­ве­ка и вызы­ва­ет удив­ле­ние, это не кон­фор­мизм, а готов­ность отдель­ных осо­бей про­ти­во­сто­ять обще­ствен­но­му мне­нию. «Отдельных» ─ под­чер­ки­ваю, ─ «немно­гих». Эволюционная стра­те­гия наше­го вида стро­ит­ся на тон­ком балан­се меж­ду критическим/​новаторским мыш­ле­ни­ем и консерватизмом/​лояльностью груп­пе, ана­ло­гич­ной балан­су меж­ду измен­чи­во­стью и наслед­ствен­но­стью в био­ло­ги­че­ских систе­мах, и «поте­стар­ных субъ­ек­тов» в этой систе­ме все­гда будет боль­ше, чем «разум­ных». Можно с сожа­ле­ни­ем вос­кли­цать вслед за клас­си­ка­ми: «Почему люди не лета­ют, как пти­цы?!», но все­рьез ожи­дать, что зав­тра мы все вос­па­рим есте­ствен­ным путем не при­хо­дит­ся. Эволюция обще­ствен­ных отно­ше­ний поне­мно­гу высво­бож­да­ет инди­ви­ду­у­ма от кол­лек­тив­но­го дик­та­та, но эти вея­ния послед­них сто­ле­тий едва ли спо­соб­ны стре­ми­тель­но изме­нить пове­ден­че­ские пат­тер­ны, кото­рые закреп­ле­ны тыся­че­ле­ти­я­ми отбора.

Прямохождение чре­ва­то боля­ми в спине и про­бле­ма­ми при родах, а груп­по­вая лояль­ность обо­ра­чи­ва­ет­ся ксе­но­фо­би­ей и внут­ри­ви­до­вы­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми кон­флик­та­ми (не толь­ко у людей, у мно­гих живот­ных), одна­ко она же поз­во­ля­ет созда­вать слож­ные соци­аль­ные струк­ту­ры. Скажем, такой инсти­тут, как ака­де­ми­че­ская нау­ка, в суще­ство­ва­нии кото­рой груп­по­вая лояль­ность игра­ет не послед­нюю роль. Культ избран­но­сти «насто­я­щих уче­ных» в Академии ничем прин­ци­пи­аль­но не отли­ча­ет­ся от куль­та «тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей» в РФ. А чув­ство вины и отча­я­ния у иссле­до­ва­те­ля, остав­ля­ю­ще­го «чистую нау­ку» ради более при­быль­ной и менее кон­ку­рент­ной рабо­ты в инду­стрии, пси­хо­ло­ги­че­ски совер­шен­но ана­ло­гич­но пере­жи­ва­ни­ям эми­гран­та, вынуж­ден­но­го поки­нуть род­ную стра­ну про­тив сво­ей воли ─ «я не смог!».

Ученые не мень­ше, а, может быть, даже силь­нее дру­гих соци­аль­ных групп повя­за­ны груп­по­вой лояль­но­стью. Собственно сама поста­нов­ка вопро­са, выде­ля­ю­щая «остав­ших­ся уче­ных» из общей мас­сы людей, про­дол­жа­ю­щих жить в России, ука­зы­ва­ет на это обособ­ле­ние, рав­но как и суще­ство­ва­ние спе­ци­аль­ных ака­де­ми­че­ских про­грамм вро­де BRiDGE (Bridge for Researchers in Danger Going to Europe). Однако прин­ци­пи­аль­ная раз­ни­ца меж­ду «уче­ны­ми» и «не уче­ны­ми» состо­ит в том, что «пле­ме­нем» иссле­до­ва­те­ля явля­ет­ся не этнос и госу­дар­ство, а меж­ду­на­род­ное науч­ное community, заин­те­ре­со­ван­ное в мире и сотруд­ни­че­стве. Именно это, на мой взгляд, опре­де­ля­ет спо­соб­ность рос­сий­ских уче­ных про­ти­во­сто­ять пото­ку про­па­ган­ды, кото­рой, увы, не наблю­да­ет­ся, ска­жем, у учи­тель­ско­го сооб­ще­ства, замкну­то­го в рам­ках госу­дар­ствен­ных гра­ниц. В какую-то осо­бую мораль­ность науч­ных сотруд­ни­ков по срав­не­нию со школь­ным вра­чом или педа­го­гом труд­но пове­рить тому, кто зна­ком с изнан­кой ака­де­ми­че­ской жиз­ни. Однако, будучи встро­ен­ны­ми в гло­баль­ную меж­ду­на­род­ную систе­му соци­аль­ных свя­зей, эти люди в извест­ной сте­пе­ни «обре­че­ны» видеть более широ­кую кар­ти­ну мира, чем те, кто вза­и­мо­дей­ству­ют толь­ко с рос­си­я­на­ми. То же мож­но ска­зать о совре­мен­ных мобиль­ных моло­дых людях из боль­ших горо­дов, вла­де­ю­щих ино­стран­ны­ми язы­ка­ми, в срав­не­нии с поко­ле­ни­ем их роди­те­лей. Боюсь, у нас не мно­го осно­ва­ний счи­тать нынеш­них 25-лет­них более обра­зо­ван­ны­ми, чем нынеш­ние 50-лет­ние, но они без­услов­но более откры­ты миру и, как след­ствие, менее под­вер­же­ны воен­ной пропаганде.

Доказательством того, что при­над­леж­ность к «внут­ри­рос­сий­ской» или «меж­ду­на­род­ной» соци­аль­ной груп­пе опре­де­ля­ет отно­ше­ние к СВО силь­нее, чем интел­лект и спо­соб­ность к кри­ти­че­ско­му мыш­ле­нию, слу­жит замет­ная мигра­ция из России не толь­ко уче­ных, но и, ска­жем, спортс­ме­нов. Спорт высо­ких дости­же­ний ─ явле­ние интер­на­ци­о­наль­ное, как и нау­ка; и при­над­леж­ность к миро­во­му сооб­ще­ству ока­зы­ва­ет­ся для мно­гих атле­тов важ­нее «госу­дар­ствен­ной пай­ки», гаран­ти­ро­ван­ной им в РФ, при­том, что едва ли кто-то ста­нет утвер­ждать, что спортс­ме­ны рас­по­ло­же­ны к кри­ти­че­ско­му мыш­ле­нию боль­ше, чем учителя.

Беда России вовсе не в том, что рос­си­яне как-то осо­бен­но под­вер­же­ны про­па­ган­де. Читая вос­по­ми­на­ния Стефана Цвейга о том, как мгно­вен­но «пере­обу­лась в воз­ду­хе» кос­мо­по­ли­тич­ная евро­пей­ская куль­тур­ная эли­та после нача­ла Первой миро­вой, и какую нена­висть (со всех воз­мож­ных сто­рон) вызы­ва­ли миро­твор­цы вро­де Цвейга, лег­ко поте­рять послед­ние иллю­зии насчет более и менее сво­бо­до­мыс­ля­щих наро­дов. Трагедия России в том, что, люди, в чьих руках в дан­ный момент нахо­дят­ся все сред­ства воз­дей­ствия на соци­ум, исполь­зу­ют цен­но­сти груп­по­вой соли­дар­но­сти, кото­рые сами по себе явля­ют­ся не недо­стат­ком, а вели­чай­шим эво­лю­ци­он­ным дости­же­ни­ем наше­го вида, для раз­ру­ше­ния, а не для созидания.

Вина рос­сий­ской интел­ли­ген­ции, что спа­са­ет­ся сей­час по загра­ни­цам или ухо­дит во «внут­рен­нюю мигра­цию», не в том, что она не сверг­ла Путина, а в том, что за деся­ти­ле­тия отно­си­тель­ной сво­бо­ды сло­ва она не про­би­лась к обще­ству (осо­бен­но к стар­шим поко­ле­ни­ям, трав­ми­ро­ван­ным ката­клиз­ма­ми 90-х) с про­ек­том, спо­соб­ным соста­вить кон­ку­рен­цию нынеш­не­му «куль­ту исто­ри­че­ской обиды».

«Упрямство фак­та» заклю­ча­ет­ся в том, что, пока мы про­дол­жа­ем меч­тать о мас­со­вой транс­фор­ма­ции «поте­стар­ных субъ­ек­тов» в «разум­ные», услов­ные «пути­ны» все­гда будут выиг­ры­вать у услов­ных «осколь­ских». Поскольку «пути­ны» при­ни­ма­ют людей таки­ми какие они есть – само­лю­би­вы­ми, ирра­ци­о­наль­ны­ми, жаж­ду­щи­ми при­зна­ния, трав­ми­ро­ван­ны­ми ─ и рабо­та­ют имен­но с этим реаль­но суще­ству­ю­щим «чело­ве­че­ским мате­ри­а­лом» в то вре­мя, как услов­ные «либе­ра­лы» и «гума­ни­сты» (вклю­чая и меня саму) все эти годы жда­ли и все еще про­дол­жа­ют ожи­дать, что им заве­зут какое-нибудь дру­гое, более под­хо­дя­щее чело­ве­че­ство, куль­тур­ное, обра­зо­ван­ное и не такое «поте­стар­ное» как то, что име­ет­ся в наличии…

Вся энер­гия обра­зо­ван­ных носи­те­лей либе­раль­ных или гума­ни­сти­че­ских взгля­дов за ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми вро­де филь­мов Дудя и раз­об­ла­ча­ю­щих видео ФБК ушла в мел­кие меж­ду­со­бой­чи­ки, выстав­ки, книж­ки, дис­кус­сии в узком кру­гу «сво­их». Мы брез­го­ва­ли «широ­кой попу­ляр­но­стью», пре­зри­тель­но назы­ва­ли ее «попу­лиз­мом». Другие ока­за­лись не столь брезг­ли­вы. Впрочем, и в этом печаль­ном опы­те нет ниче­го уни­каль­но­го, судя по тем же вос­по­ми­на­ни­ям Цвейга.
Что мы можем сде­лать теперь? Только одно – сохра­нять свя­зи. Не толь­ко науч­ные, но и лич­ные: все воз­мож­ные в России, в Украине, по все­му миру. С одной сто­ро­ны, помощь укра­ин­ским бежен­цам и людям в Украине со сто­ро­ны рус­ской науч­ной диас­по­ры – это наи­луч­шее дей­ствен­ное выра­же­ние гума­ни­сти­че­ских цен­но­стей совре­мен­ной нау­ки, суще­ству­ю­щей «поверх барье­ров» наций и госу­дар­ствен­ных границ.

С дру­гой сто­ро­ны спо­соб­ность людей, оста­ю­щих­ся в России, сопро­тив­лять­ся про­па­ган­де напря­мую зави­сит от «чув­ства лок­тя» пусть и вир­ту­аль­но­го. Многочисленные пси­хо­ло­ги­че­ские экс­пе­ри­мен­ты под­твер­жда­ют: спо­соб­ность про­ти­во­сто­ять дик­та­ту боль­шин­ства рез­ко воз­рас­та­ет, если воз­ра­жа­ю­щий в груп­пе не один. Известны слу­чаи, когда люди, каза­лось бы, пол­но­стью про­ва­лив­ши­е­ся в «аль­тер­на­тив­ную реаль­ность», сфор­ми­ро­ван­ную про­па­ган­дой в пер­вые меся­цы вой­ны, поз­же при­хо­ди­ли в себя, пото­му что рядом с ними все вре­мя оста­вал­ся кто-то с после­до­ва­тель­ной анти­во­ен­ной пози­ци­ей. Если нет воз­мож­но­сти немед­лен­но оста­но­вить вой­ну, то точ­но есть воз­мож­ность сохра­нять малень­кие ост­ров­ки сове­сти и здра­во­го смыс­ла. Это самое мень­шее, что мож­но сде­лать для тех, кто остал­ся в России: помочь им высто­ять и не сломаться.

Есть и еще одно воз­ра­же­ние про­тив тра­ди­ци­он­но­го про­ти­во­по­став­ле­ния «разум­но­го нон­кон­фор­миз­ма» «пас­сив­ной, без­дум­ной лояль­но­сти». Оно совсем не учи­ты­ва­ет тре­тий вари­ант «безум­но­го нон­кон­фор­миз­ма». А он встре­ча­ет­ся не реже, чем пер­вые два, а выгля­дит намно­го страш­нее. Думая о вели­ких нон­кон­фор­ми­стах, иду­щих про­тив мне­ния отста­ло­го боль­шин­ства, мы пред­став­ля­ем себя Галилея, шеп­чу­ще­го «а все-таки она вер­тит­ся», или Мартина Лютера Кинга, уби­то­го за свои убеж­де­ния. И напрас­но. Почему же забы­ва­ет­ся неза­ви­си­мость Савонаролы, сжи­га­ю­ще­го кар­ти­ны, или нон­кон­фор­мизм Робеспьера, отпра­вив­ше­го на казнь вели­ко­го хими­ка Лавуазье? Потому что он вызы­ва­ет мень­ше сим­па­тий у науч­но­го сооб­ще­ства? Но исто­ри­че­ская прав­да состо­ит в том, что на деся­ток «разум­ных нон­кон­фор­ми­стов» обя­за­тель­но сыщет­ся сот­ня таких безум­цев, на фоне кото­рых пас­сив­ный, без­зу­бый лоя­лизм боль­шин­ства будет выгля­деть едва ли не доб­ро­де­те­лью. Сегодня кон­фор­ми­сты в России под­дер­жи­ва­ют вой­ну, пусть так. Но раз­ве они ее нача­ли? Нет, ее начал образ­цо­вый нон­кон­фор­мист, раз­вя­зав пол­но­мас­штаб­ную агрес­сию про­тив Украины в 2022 году и тем самым поверг­нув в шок не толь­ко подав­ля­ю­щее чис­ло сво­их обыч­ных сограж­дан, но и свое бли­жай­шее окру­же­ние, всех бене­фи­ци­а­ров рос­сий­ской вла­сти. Идейные сто­рон­ни­ки СВО, вро­де того же Стрелкова – это тоже, кто угод­но, толь­ко не «лоя­ли­сты»: послед­ний кри­ти­ку­ет Путина так, как ника­ко­му Навальному и не сни­лось. Из это­го сле­ду­ет, что кон­фор­мизм как эво­лю­ци­он­ная стра­те­гия не явля­ет­ся эти­че­ским при­го­во­ром, а нон­кон­фор­мизм, лишен­ный гума­низ­ма, не спа­са­ет от ужа­са разрушений.

  14.04.2023