История Социология

Война и повседневность: как мы учимся жить в экстраординарном

https://tinyurl.com/t-invariant/2023/09/vojna-i-povsednevnost-kak-my-uchimsya-zhit-v-ekstraordinarnom/

Для жите­лей Восточной Европы вой­на пере­ста­ла быть сло­вом из учеб­ни­ков и ново­стей. Она вторг­лась в их дома и в их судь­бу, ста­ла частью их повсе­днев­но­сти. Научный сотруд­ник Ариэльского уни­вер­си­те­та Виктор Вахштайн в сво­ей откры­той лек­ции в Свободном уни­вер­си­те­те пред­ло­жил рас­смот­реть  ситу­а­ции, когда вой­на и обыч­ная жизнь раз­де­ле­ны или не раз­де­ле­ны вре­ме­нем и рас­сто­я­ни­ем, и понять, что могут, а что не могут социо­ло­ги нам ска­зать об этом.

Война, «затянувшаяся тканью повседневности» 

Такой мета­фо­рой немец­ко­го фило­со­фа Бернхарда Вальденфельса мож­но опи­сать ситу­а­цию, когда вой­на и повсе­днев­ность раз­ве­де­ны друг с дру­гом во вре­ме­ни. Война оста­лась в про­шлом, но в про­шлом совсем недав­нем. Она все еще вид­на и слыш­на, она вли­я­ет на пове­де­ние людей.

Сам лек­тор наблю­дал эти про­яв­ле­ния, рабо­тая на Балканах (в север­ной Албании, запад­ной Боснии и в восточ­ной Хорватии) через 10 – 15 лет после окон­ча­ния вой­ны: «Это стран­ное ощу­ще­ние полу­за­тя­нув­шей­ся раны. Война нику­да не делась, она все еще здесь, все еще опре­де­ля­ет всю поли­ти­че­скую жизнь, про­дол­жа­ет струк­ту­ри­ро­вать повсе­днев­ные прак­ти­ки. Но как бы сма­зан­но, затя­нув­шись тка­нью повсе­днев­но­сти». Через 10-15 лет после окон­ча­ния вой­ны мостом, свя­зы­ва­ю­щим про­шлую вой­ну и повсе­днев­ность, чаще все­го ока­зы­ва­ет­ся куль­тур­ная или кол­лек­тив­ная память.

Иногда нам может пока­зать­ся, что кол­лек­тив­ная память мол­чит, тема вой­ны табу­и­ро­ва­на. Виктор Вахштайн уве­рен, что даже в таком слу­чае вой­на вли­я­ет на повсе­днев­ность. Он при­во­дит при­мер из пье­сы изра­иль­ской писа­тель­ни­цы Гилы Альмагор, где роди­те­ли, пере­жив­шие холо­кост, пыта­ют­ся вся­че­ски избе­гать этой темы. Тем не менее вой­на и холо­кост скво­зят в каж­дой бро­шен­ной ими фра­зе, в каж­дом их дей­ствии. Похожую реак­цию мож­но наблю­дать у пожи­лых людей в России, пере­жив­ших вой­ну, но не жела­ю­щих о ней вспо­ми­нать. Фраза «Еду не любят, еду едят» зна­ко­ма не толь­ко геро­ине спектакля.

Опыт мирной жизни в реалиях войны 

Ни доб­ро­воль­цы на фрон­те, ни при­зван­ные на фронт, ни жите­ли окку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­рий, ни бежен­цы не начи­на­ют свою воен­ную жизнь с нуля: все они подо­шли к войне с уже име­ю­щим­ся жиз­нен­ным опы­том. Они опи­ра­ют­ся на прак­ти­ки, полу­чен­ные в про­шлой жиз­ни. Иногда этот опыт осо­зна­но исполь­зу­ет­ся. Так, в кон­це Второй миро­вой вой­ны в Америке начал­ся выпуск руч­ных гра­нат T12 и T13 Beano, по раз­ме­ру пол­но­стью сов­па­да­ю­щих с бейс­боль­ным мячом: не все моло­дые при­зыв­ни­ки име­ют опыт бро­са­ния гра­нат, но у боль­шин­ства есть опыт игры в бейсбол.

Здесь меха­низ­мом пере­но­са ста­но­вит­ся тело. Весь наш опыт, наши уме­ния и навы­ки отра­жа­ют­ся в том, как мы гово­рим, ходим, откры­ва­ем две­ри и пр. И все это быст­ро пере­на­стра­и­ва­ет­ся для новой реальности.

Есть мно­же­ство исто­ри­че­ских при­ме­ров того, как мир­ные при­выч­ки вли­я­ют на про­дви­же­ние воен­ных инно­ва­ций. Один из них про наблю­да­тель­ные (или шпи­он­ские) гон­до­лы, рас­про­стра­нен­ные в годы Первой миро­вой вой­ны. Эти гон­до­лы пред­став­ля­ли собой спе­ци­аль­ную кор­зи­ну, кото­рую спус­ка­ли с дири­жаб­ля на длин­ном тро­се. Использовались они для раз­вед­ки. При этом сам дири­жабль был недо­ся­га­ем для вра­же­ской артил­ле­рии, в отли­чие от воен­но­го в гон­до­ле. Работать в ней было не толь­ко опас­но, но и крайне неком­форт­но. Изобретатели опа­са­лись, что сол­дат при­дет­ся заго­нять на эту гон­до­лу под стра­хом рас­стре­ла. Однако чле­ны эки­па­жа воз­душ­но­го суд­на охот­но выпол­ня­ли воз­ло­жен­ную на них мис­сию, так как это было един­ствен­ное место на дири­жаб­ле, где раз­ре­ша­лось курить. 

 

«Война где-то там»

Но что быва­ет, если вой­на и повсе­днев­ность раз­не­се­ны не во вре­ме­ни, а в про­стран­стве, когда обы­ва­те­ли могут узна­вать о войне толь­ко при посред­ни­че­стве медиа?  Похоже, это и есть модус боль­шин­ства совре­мен­ных войн, пола­га­ет Вахштайн. Социолог Хью Гастерсен свя­зы­ва­ет такое вза­и­мо­от­но­ше­ние вой­ны и повсе­днев­но­сти с тра­ди­ци­ей импер­ских войн: импе­рии все­гда вою­ют где-то на тер­ри­то­рии, кото­рую счи­та­ют сво­ей, но о кото­рой могут ниче­го не знать ее обы­ва­те­ли. История зна­ла нема­ло таких сюже­тов. К при­ме­ру, жите­ли Австралии и Новой Зеландии узна­ли о суще­ство­ва­нии Галлиполи, а неко­то­рые и о Турции, когда их стра­ны поте­ря­ли там 8709 и 2721 чело­век соот­вет­ствен­но. В про­тив­ном слу­чае они бы и не обра­ти­ли вни­ма­ния на Галлиполийское сра­же­ние (воен­ная опе­ра­ция у бере­гов Турции с 19 фев­ра­ля 1915 по 9 янва­ря 1916). 

К это­му же моду­су, по мне­нию Вахштайна, сто­ит отне­сти бежен­цев. Они хоть раз­де­ле­ны с воен­ны­ми дей­стви­я­ми тер­ри­то­ри­аль­но, но про­дол­жа­ют жить вой­ной, кото­рая про­хо­дит на их родине. 

Основным посред­ни­ком, мостом в этом моду­се все еще оста­ют­ся медиа, через них мы узна­ем ново­сти с фрон­та и состав­ля­ем свое пред­став­ле­ние о войне. Логично, что не толь­ко медиа вли­я­ют на наше вос­при­я­тие вой­ны, но и вой­ны вли­я­ют на медиа. Так, клю­че­вую роль в совре­мен­ной «медий­ной гон­ке», по мне­нию лек­то­ра, сыг­ра­ла Крымская вой­на (1853 — 1856). Английский обы­ва­тель до нача­ла 19 века узна­вал о войне в первую оче­редь бла­го­да­ря вре­мя от вре­ме­ни появ­ля­ю­щим­ся в газе­тах вос­тор­жен­ным очер­кам. Появлялись эти очер­ки при­мер­но через месяц после реаль­но­го сра­же­ния, через тот же срок при­хо­ди­ли и похо­рон­ки. Но в 1854 году Уильям Рассел, бри­тан­ский кор­ре­спон­дент газе­ты The Times, дога­дал­ся исполь­зо­вать теле­граф для пере­да­чи сво­их мате­ри­а­лов. Конечно, по теле­гра­фу не отпра­вить духо­подъ­ем­ный очерк, толь­ко новость или корот­кий репор­таж. Вот он и опи­сал, что ата­ка под Балаклавой про­ва­ли­лась, столь­ко-то бле­стя­щих англий­ских офи­це­ров и сол­дат погиб­ли из-за ошиб­ки коман­до­ва­ния. Впервые в исто­рии о гибе­ли сво­их детей роди­те­ли узна­ли из газе­ты на сле­ду­ю­щий день после про­ис­шед­ше­го. Хотя офи­ци­аль­ные под­твер­жде­ния, как и офи­ци­аль­ные похо­рон­ки, при­дут толь­ко через месяц. Парламент взбе­шен и тре­бу­ет отве­та от пре­мьер-мини­стра. Премьер-министр и сам пока ниче­го не зна­ет. Противостоять теле­гра­фу в борь­бе за чита­те­ля смог толь­ко фото­ап­па­рат. На все ту же Крымскую вой­ну был отправ­лен пер­вый офи­ци­аль­ный воен­ный фото­граф, Роджер Фентон. Правда, выдерж­ка у фото­ап­па­ра­тов того вре­ме­ни не поз­во­ля­ла сни­мать сце­ны боя. Поэтому фото Фентона выгля­дят вполне пас­то­раль­но: либо сце­ны под­го­тов­ки, либо быт сол­дат. Тем не менее имен­но так заро­ди­лась воен­ная фотожурналистика.

До этой вой­ны ни у кого из жите­лей Англии не было ощу­ще­ния вой­ны в реаль­ном вре­ме­ни, их отде­ля­ло от ново­стей с фрон­та и про­стран­ство, и вре­мя. Сегодня СМИ дела­ют нас если не реаль­ны­ми оче­вид­ца­ми собы­тий, то созда­ют иллю­зию при­част­но­сти за счет синхронизации.

Война, как предчувствие

Повседневность и вой­на в этом слу­чае раз­не­се­ны как акту­аль­ное и потен­ци­аль­ное. Военные дей­ствия не идут. Тем не менее вы про­сы­па­е­тесь и засы­па­е­те с ощу­ще­ни­ем того, что вой­на неиз­беж­на. Именно к это­му моду­су мож­но отне­сти жизнь мно­гих аме­ри­кан­ских семей в годы Холодной вой­ны, в кото­рых отцы, гото­вясь к гря­ду­ще­му обме­ну ядер­ны­ми уда­ра­ми с СССР, стро­и­ли на зад­них дво­рах бомбоубежища.

Синиша Малешевич, про­фес­сор Дублинского уни­вер­си­те­та, изу­ча­ю­щий социо­ло­гию вой­ны, иссле­до­вал, как меня­лись дет­ские игруш­ки в пред­две­рии Первой миро­вой. Игрушки мили­та­ри­зи­ро­ва­лись и гото­ви­ли детей к войне, по сути, еще до того, как она началась.

Главным мостом меж­ду повсе­днев­но­стью и такой вой­ной слу­жит про­па­ган­да. При этом про­па­ган­да может как пытать­ся моби­ли­зо­вать насе­ле­ние, так и успо­ко­ить, в том чис­ле и отка­зы­ва­ясь назы­вать вой­ну войной.

Война и есть повседневность

Война и повсе­днев­ность не раз­не­се­ны ни во вре­ме­ни, ни в про­стран­стве. Повседневные при­выч­ки под­чи­ня­ют себе логи­ку вой­ны (жела­ние поку­рить пере­ве­ши­ва­ет рис­ки быть уби­тым), и наобо­рот, логи­ка вой­ны под­чи­ня­ет себе повсе­днев­ность (вы выби­ра­е­те марш­рут до рабо­ты исхо­дя из веро­ят­но­сти обстре­лов). В такой ситу­а­ции моста меж­ду вой­ной и повсе­днев­но­стью про­сто нет: вой­на и есть повсе­днев­ность. Именно про этот модус напи­са­но мень­ше все­го науч­ных работ. И боль­шин­ство их авто­ров не социо­ло­ги, а этнографы.

Почему социологи так мало изучают войну?

Социологи уде­ля­ют боль­шое вни­ма­ние воен­ной служ­бе как соци­аль­но­му инсти­ту­ту, армей­ской повсе­днев­но­сти, при­зы­ву и мили­та­ри­за­ции обще­ства. Но фак­ти­че­ски не рас­смат­ри­ва­ют саму вой­ну. И, по мне­нию Виктора Вахштайна, у это­го есть свои причины.

Английский фило­соф Томас Гоббс в трак­та­те «Левиафан» писал, что в чело­ве­че­ской при­ро­де зало­же­но все­го несколь­ко базо­вых кон­стант: жаж­да полу­че­ния благ (как мате­ри­аль­ных, так и нема­те­ри­аль­ных), страх быть уби­тым, неко­то­рый зача­точ­ный здра­вый смысл и инте­рес «к выс­шим сфе­рам». А вот чего нет, по мне­нию Гоббса, в чело­ве­че­ской при­ро­де — это врож­дён­но­го предо­хра­ни­те­ля, кото­рый бы мешал начать вой­ну про­тив сосе­да. Нет ника­ко­го «есте­ствен­но­го зако­на», ника­кой соли­дар­но­сти. Поэтому вой­на всех про­тив всех и есть есте­ствен­ное состо­я­ние чело­ве­че­ства. Но в какой-то момент бла­го­да­ря зача­точ­но­му здра­во­му смыс­лу люди заклю­ча­ют обще­ствен­ный дого­вор, то есть обме­ни­ва­ют свое есте­ствен­ное пра­во уби­вать на граж­дан­скую сво­бо­ду не быть уби­тым. На такой осно­ве по Гоббсу и воз­ни­ка­ет обще­ство. До обще­ствен­но­го дого­во­ра ника­ко­го обще­ства нет. Есть «муль­ти­туд» (то есть мно­же­ство враж­ду­ю­щих друг с дру­гом инди­ви­дов). Следовательно, вой­на — это либо досо­ци­аль­ное, либо вне­со­ци­аль­ное явление. 

Поскольку социо­ло­гия сво­им воз­ник­но­ве­ни­ем обя­за­на имен­но «гобб­со­вой про­бле­ме» соци­аль­но­го поряд­ка, вой­на вос­при­ни­ма­ет­ся клас­си­ка­ми социо­ло­гии как рас­пад соци­аль­но­го поряд­ка, а зна­чит, не явля­ет­ся пред­ме­том изу­че­ния новой науки.

— Такой под­ход при­вел к тому, что социо­ло­гия — един­ствен­ная дис­ци­пли­на, кото­рая «не заме­ти­ла» Вторую миро­вую вой­ну, — обра­ща­ет вни­ма­ние Виктор Вахштайн. — Опыт конц­ла­ге­рей, опыт миро­вой вой­ны пере­во­ра­чи­ва­ет акси­о­ма­ти­ку пси­хо­ло­гии и фило­со­фии, в эко­но­ми­ке под его вли­я­ни­ем про­ис­хо­дит отказ от акси­о­мы о раци­о­наль­но­сти, и толь­ко в социо­ло­гии, за исклю­че­ни­ем отдель­ных мар­ги­наль­ных авто­ров, кото­рые тре­бо­ва­ли быть бли­же к дей­стви­тель­но­сти, вой­на нико­го не интересует. 

Пожалуй, един­ствен­ное исклю­че­ние здесь — Макс Вебер, кото­рый пони­ма­ет «соци­аль­ное» не как «поря­док и соли­дар­ность», а как сово­куп­ность раци­о­наль­ных дей­ствий инди­ви­дов. И тогда вой­на начи­на­ет при­об­ре­тать социо­ло­ги­че­ские очер­та­ния. «Но при таком под­хо­де за скоб­ка­ми ока­зы­ва­ет­ся повсе­днев­ность, — заме­ча­ет лек­тор. — Вебера куда боль­ше инте­ре­су­ет, как воен­ная дис­ци­пли­на порож­да­ет совре­мен­ную раци­о­наль­ную бюро­кра­тию. Его инте­ре­су­ет, каким обра­зом враж­ду­ю­щие армии ори­ен­ти­ру­ют дей­ствия друг на дру­га, как они пыта­ют­ся преду­га­дать дей­ствия друг дру­га и каким обра­зом это в ито­ге при­во­дит (или не при­во­дит) к мир­но­му договору».

— И в пер­вом (вой­ны для социо­ло­гии вооб­ще нет), и во вто­ром под­хо­де (вой­на ока­зы­ва­ет­ся в выс­шей сте­пе­ни раци­о­наль­ным пред­при­я­ти­ем) повсе­днев­ность вой­ны ока­зы­ва­ет­ся за рам­ка­ми инте­ре­са, — отме­ча­ет Виктор Вахштайн. — Даже Альфред Шюц, австрий­ский социо­лог, впер­вые обра­тив­ший вни­ма­ние на про­бле­му повсе­днев­но­сти, ниче­го не пишет о повсе­днев­но­сти и войне. Хотя вой­на бук­валь­но кат­ком про­еха­лась по его жизни.

Почему важно: война или СВО?

Тем не менее Шюц опре­де­лил шесть пара­мет­ров, кото­рые опре­де­ля­ют повсе­днев­ность. Среди них спе­ци­фи­че­ское вос­при­я­тие вре­ме­ни (цик­ли­че­ское вре­мя тру­до­вых буд­ней), меха­низ­мы подав­ле­ния сомне­ния — в чем мож­но и в чем нель­зя усо­мнить­ся (ина­че вам будет страш­но выхо­дить из дома, а тем более нере­аль­но выехать на ско­рост­ную трас­су), уста­нов­ка созна­ния, исклю­ча­ю­щая рефлек­сию и интер­пре­та­цию и пр. По неко­то­рым пара­мет­рам Шюца вой­на рас­хо­дит­ся с повсе­днев­но­стью, по дру­гим — пол­но­стью с ней сов­па­да­ет. Это дает воз­мож­ность, с одной сто­ро­ны, посмот­реть на вой­ну, как на собы­тие, раз­ры­ва­ю­щее повсе­днев­ность, с дру­гой — как чрез­вы­чай­ное ста­но­вит­ся повсе­днев­но­стью (оповсе­днев­ни­ва­ние войны).

Развитие идей Шюца при­ве­ло к появ­ле­нию тео­рии фрей­мов. Когда в жиз­ни чело­ве­ка про­ис­хо­дит экс­тра­ор­ди­нар­ное собы­тие, он под­би­ра­ет ему ква­ли­фи­ка­цию, поме­ща­ет в спе­ци­аль­ную когни­тив­ную ячей­ку. Это поз­во­ля­ет не толь­ко рас­по­знать и интер­пре­ти­ро­вать собы­тие, но и под­ска­зы­ва­ет, как дей­ство­вать. Вахштайн срав­ни­ва­ет фрей­мы, с кото­ры­ми мы стал­ки­ва­ем­ся в повсе­днев­ной жиз­ни, с фай­ла­ми «exe»: рас­па­ко­вы­ва­ясь, они под­ска­зы­ва­ют нам алго­ритм дей­ствий. Именно поэто­му име­ет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, назы­ва­е­те вы про­ис­хо­дя­щее в Украине «вой­ной» или «воен­ной опе­ра­ци­ей». Разные назва­ния, раз­ная интер­пре­та­ция вле­кут за собой раз­ные дей­ствия субъектов.

— По сути, оповсе­днев­ни­ва­ние вой­ны — это встра­и­ва­ние собы­тия вой­ны в какую-то более понят­ную, при­выч­ную, мно­го­крат­но обка­тан­ную интер­пре­та­тив­ную схему.

Виктор Вахштайн видит несколь­ко путей оповсе­днев­ни­ва­ния вой­ны. Например, есть апро­при­а­ция. Мы пыта­ем­ся най­ти в незна­ко­мом зна­ко­мое и дей­ство­вать соот­вет­ствен­но. Лектору, кото­рый послед­нее вре­мя живет в Израиле, за послед­ние два года шесть раз при­хо­ди­лось сидеть в бомбоубежищах:

— Что я там вижу? Самые раз­ные фор­мы про­яв­ле­ния рутин­ной жиз­ни. Кто-то при­но­сит с собой колон­ки, кто-то — арбуз, люди зна­ко­мят­ся, обща­ют­ся, а в 150 мет­рах от нас пада­ют облом­ки ракет «Железного купо­ла». Поведение боль­шин­ства людей в бом­бо­убе­жи­ще — это при­мер апроприации.

Явление про­ти­во­по­лож­ное апро­при­а­ции — реф­рей­минг, рядо­вое собы­тие мас­ки­ру­ет­ся под военное.

Пример реф­рей­мин­га, кото­рый при­во­дит Виктор Вахштайн,  почти шоки­ру­ю­щий. 19 фев­ра­ля 1942 года в канад­ском горо­де Виннипеге завы­ли сире­ны, в 6.30 в небе появи­лись бом­бар­ди­ров­щи­ки со сва­сти­кой, кото­рые сбро­си­ли бом­бы. После чего в город вошли 3,5 тыс. сол­дат в немец­кой фор­ме. Пару десят­ков чинов­ни­ков, свя­щен­ни­ков и жур­на­ли­стов отпра­ви­ли в конц­ла­герь, кото­рый устро­и­ли на тер­ри­то­рии мест­но­го гольф-клу­ба. На самом деле, ника­кие бом­бар­ди­ров­щи­ки город не бом­би­ли — это была ими­та­ция ата­ки, взры­вы бомб на зем­ле созда­ва­ли пиро­тех­ни­ки. Никаких нем­цев сре­ди ата­ку­ю­щих не было, все «силы втор­же­ния» состо­я­ли из пере­оде­тых канад­ских сол­дат. Это было сде­ла­но, что­бы спо­двиг­нуть жите­лей финан­со­во помо­гать в борь­бе с нацист­ским режи­мом. Но мно­гие жите­ли Виннипега при­ня­ли «втор­же­ние» за чистую моне­ту. И нача­ли сда­вать евре­ев, ста­ли сту­чать окку­пан­там на «небла­го­на­деж­ных». Кто-то поспе­шил запи­сать­ся в поли­цию, неко­то­рые инте­ре­со­ва­лись, как всту­пить в СС.

— Так или ина­че тео­рия фрей­мов при­сва­и­ва­ет чуть боль­ший вес тем моде­лям, кото­рые уже есть в нашей голо­ве, — делит­ся сво­им мне­ни­ем Вахштайн. — Предполагается, что наши кол­лек­тив­ные пред­став­ле­ния настоль­ко устой­чи­вы, что могут пере­мо­лоть бук­валь­но все, даже войну.

Теория Филиппова — тео­рия соци­аль­ных собы­тий — пред­ла­га­ет выде­лять отдель­но класс собы­тий, кото­рые не пода­ют­ся фрей­ми­ро­ва­нию. Александр Филиппов, совет­ский и рос­сий­ский социо­лог, срав­ни­ва­ет такие собы­тия с чем-то, что «про­жгло вашу ткань повсе­днев­но­сти». У вас нет когни­тив­ных яче­ек, куда вы бы мог­ли поме­стить слу­чив­ше­е­ся. Нет слов для его опи­са­ния. В такой ситу­а­ции мы не можем обсуж­дать меха­низ­мы рути­ни­за­ции. Мы изу­ча­ем, что потен­ци­аль­но может раз­ру­шить рути­ну до осно­ва­ния. Шесть пере­мен­ных Шюца боль­ше не рабо­та­ют: вы выпа­ли из повседневности.

Фрейм-ана­ли­тик, ско­рее все­го, заве­рит вас, что такое состо­я­ние лишь вре­мен­но. Социальная жизнь так устро­е­на, что повсе­днев­ность — это ее наи­бо­лее фун­да­мен­таль­ный пласт даже в усло­ви­ях вой­ны, в усло­ви­ях чудо­вищ­ных лише­ний. Формируется новая повсе­днев­ность, новые прак­ти­ки. И здесь наи­бо­лее ярко вид­на раз­ни­ца меж­ду оповсе­днев­ни­ва­ни­ем и нормализацией.

Оповседневнивание — это когда что-то, немыс­ли­мое еще вче­ра, ста­но­вит­ся рутин­ным. Нормализация — это когда немыс­ли­мое еще вче­ра опи­сы­ва­ет­ся в пуб­лич­ном про­стран­стве как что-то совер­шен­но нор­маль­ное. Шашлыки в бом­бо­убе­жи­ще и мыс­ли «Если бы не обстре­лы, мы бы и не пооб­ща­лись» — это нор­ма­ли­за­ция. Новая доро­га до рабо­ты с уче­том обстре­лов — это оповсе­днев­ни­ва­ние. Использование фра­зы «мы рабо­та­ем по квар­та­лу» для опи­са­ния бом­бар­ди­ров­ки жилых квар­та­лов — это нор­ма­ли­за­ция. Оповседневнивание — это зача­стую новый набор дей­ствий, а нор­ма­ли­за­ция — это новый спо­соб опи­сы­вать какие-то действия.

В ито­ге, обсуж­дая пятый модус, мож­но в первую оче­редь гово­рить об оповсе­днев­ни­ва­нии, о том, как что-то, о чем мы и помыс­лить не мог­ли вче­ра, сего­дня нуж­но впи­сать в рутину.

К сожа­ле­нию, вой­на сего­дня про­хо­дит слиш­ком близ­ко рядом с нами все­ми. Мы на соб­ствен­ном опы­те видим и про­цес­сы оповсе­днев­ни­ва­ния, и про­цес­сы нор­ма­ли­за­ции. Могут ли такие лек­ции изме­нить что-то в этой ситу­а­ции? Наверное, нет. Но они, без сомне­ния, помо­га­ют луч­ше пони­мать про­ис­хо­дя­щее, помо­га­ют посмот­реть с новой, неожи­дан­ной сто­ро­ны. А зна­чит, кому-то они помо­гут при­нять вер­ное реше­ние, кому-то сохра­нить здра­вый рас­су­док, кому-то — человечность.

Текст: Юлия ЧЕРНАЯ

 

Рекомендованные и упо­мя­ну­тые лек­то­ром кни­ги для тех, кто хочет разо­брать­ся в теме глубже:

Морис Хальбвакс, Социальные рам­ки памяти

Гила Альмагор, пье­са «Лето Авии»

Hugh Gusterson Drone: Remote Control Warfare

Siniša Malešević The Sociology of War and Violence

Мэри Дуглас. Чистота и опасность 

Brad West. Towards a strong program in the sociology of war, the military and civil society 

Томас Гоббс. Левиафан или Материя, фор­ма и власть госу­дар­ства цер­ков­но­го и гражданского

Томас Шелинг. Стратегия конфликта

Ирвинг Гофман, Анализ фрей­мов. Эссе об орга­ни­за­ции повсе­днев­но­го опыта

Александр Филиппов. Конструирование про­шло­го в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции: тео­ре­ти­че­ская логи­ка социо­ло­ги­че­ско­го подхода 

  11.09.2023

, , , , , , , ,