НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+
В конце июня исполняющим обязанности ректора РГГУ назначили чиновника Андрея Логинова, прежде занимавшего должность замминистра юстиции России. Назначение произошло на фоне публичного скандала вокруг недавно созданной в вузе «Высшей политической школы» имени одиозного философа Ивана Ильина во главе с не менее одиозным Александром Дугиным. T-invariant тщательно проанализировал биографию нового ректора вуза и обнаружил, что Логинов имеет не меньше, чем Ильин и Дугин, оснований претендовать на звание главного философа-интеллектуала и идеолога «русского мира».
Имперец на развалинах империи
Андрей Логинов по меньшей мере дважды наблюдал с близкого расстояния трагедию распада империи: во время работы в посольстве СССР в Кабуле и во время службы в секретариате Верховного совета СССР.
К работе в советском посольстве в Демократической республике Афганистан Логинов приступил 1987 году. К этому времени он закончил исторический факультет МГУ и даже успел защитить кандидатскую диссертацию на тему «Формирование индейского населения Оклахомы в XIX в.», в которой, естественно, клеймил американский империализм за притеснения индейцев, превратившихся в результате этого в «бесправных подопечных капиталистического государства». Эту работу можно было бы назвать классической марксистско-ленинской исторической «диссертацией», если бы не список литературы, на две трети состоящий из англоязычных источников.
В Кабуле Андрей Логинов встретил Женевские соглашения и почти моментальный вывод половины 100-тысячного контингента Советской армии. Вернувшись в СССР, он поступил на работу в отдел по вопросам международных отношений секретариата Верховного совета СССР. В 1991 году в интервью газете «Аргументы и факты» руководители секретариата так описывали своего идеального сотрудника: «Главный критерий — исполнительность сотрудника и отсутствие собственной точки зрения. Именно такие люди получают самые высокие оклады и льготы».
Именно отдел по вопросам международных отношений, в котором Логинов работал под началом бывшего завотделом межнациональных отношений ЦК КПСС Льва Шишова, в июле 1990 года стал ответственным за организацию разработки и подписания нового Союзного договора. Чиновники секретариата работали, Совет федерации при президенте СССР регулярно собирали, даже Союзный договор писали и согласовывали — но на фоне этого всего республики объявляли о суверенитете, а их новоизбранные президенты всячески затягивали интеграцию. Так на глазах Логинова и при его активном противодействии Советская империя сдала и свои внутренние рубежи.
Профессиональный идеолог
В 1993 году судьба заносит Логинова в банк МЕНАТЕП Михаила Ходорковского. Здесь он работает бок о бок сразу с несколькими важными для своей дальнейшей карьеры людьми. Прежде всего, с Владиславом Сурковым, который работал в структурах Ходорковского с конца 1980-х. Именно Сурков, ставший впоследствии интеллектуалом-имперцем на службе высшей власти и чуть ли не главным идеологом Кремля, в мае 2012 года, получив назначение на пост руководителя аппарата правительства РФ, возьмет к себе в заместители Андрея Логинова.
В коридорах МЕНАТЕПа Логинов работает с ближайшим соратником Михаила Ходорковского Леонидом Невзлиным. По иронии судьбы Невзлин станет ректором РГГУ через 10 лет, а Логинов – через 30 лет, успев до этого на посту замминистра юстиции РФ признать Невзлина «иностранным агентом».
Наконец, вслед за самим Михаилом Ходорковским Андрей Логинов попадает в министерство топлива и энергетики РФ, где почти год работает главным по GR и PR. А в 1994 году знакомый Логинова по аппарату Верховного совета СССР Сергей Филатов, ставший к тому времени руководителем Администрации Президента России, берёт его к себе на работу в отдел по взаимодействию с депутатами Совета Федерации и Госдумы. Здесь он и проработает, меняя должности, но принципиально не меняя зоны ответственности, вплоть до 2000 года, пересидев на своем посту шестерых руководителей АП.
В дальнейшем ни единым своим действием или публичным высказыванием Логинов не даёт усомниться, что он — совершенно искренний консерватор-государственник. В 1996 году он возглавляет рабочую группу по связям с регионами в предвыборном штабе Бориса Ельцина и за это получает благодарность отдельным президентским распоряжением в составе довольно узкого круга пропагандистов, среди которых — дочь президента Татьяна Дьяченко, гендиректор НТВ Игорь Малашенко, будущий видный идеолог «русского мира» и начальник Логинова по МГУ Вячеслав Никонов (Логинов заведовал кафедрой на факультете госуправления при декане Никонове), представитель государства в ОРТ Игорь Шабдурасулов и, конечно же, глава штаба Анатолий Чубайс.
В первой половине 2000-х на посту полпреда правительства РФ в Госдуме Логинов наблюдает за капитуляцией думской оппозиции. В сентябре 2005-го он, не особо скрывая удовлетворения, говорит в одном из интервью: «Я думаю, что оппозиция просто сложила руки. Понимая, что они не могут повлиять на итоги голосования и приписать принятие закона своей фракции, оппозиционеры часто отказываются от реальной работы и все больше уходят в популизм». И утверждает, что полностью согласен с политикой правительства — иначе «как честный человек» давно бы подал в отставку.
Наконец, в 2018 году его начальником по аппарату правительства становится выходец из советской прокуратуры и структур «Газпрома» Константин Чуйченко, вслед за которым Логинов впоследствие переходит в министерство юстиции РФ. На должности замминистра он будет защищать российское государство, сетовать, что интернет разрушает «национальные основы права», выступать с идеей ввести отдельный уголовный состав за «русофобию» и утверждать на отчёте в ООН по правам человека, что «в России сдерживание демонстрации нетрадиционных ценностей не является формой порицания».
Просвещённый евразиец
Удивительное для чиновника с учёной степенью совпадение: Логинов всегда делал то, о чём писал, а в написанном им вполне можно найти объяснения тому, что он делает. Доктор политических наук и профессор МГУ Логинов — не учёный в наукометрическом смысле. У него всего 14 публикаций в РИНЦ, начиная с конца 1980-х годов, из которых бо́льшая часть – книги и энциклопедические статьи с гигантским количеством соавторов (всего 182 человека). А самая цитируемая публикация Логинова — энциклопедический словарь «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты» — написана в соавторстве с Гундяевым К., будущим патриархом Кириллом. В предисловии к этому словарю перед тем, как перейти к конкретным людям и явлениям, авторы витиевато и многословно объясняют свою позицию — фактически это их интеллектуальный манифест. Они говорят, что цивилизация устойчивее социально-политических режимов, естественно утверждают наличие особой российской евразийской цивилизации, но при этом все ещё оговариваются (на дворе — 2001 год), что не нужно «противопоставлять западную и российскую цивилизацию» и даже «безоглядно восхвалять российскую цивилизацию».
Но это — в коллективных текстах. В своих собственных работах Андрей Логинов куда более откровенен. Так, в докторской диссертации «Государственно-церковные отношения: политологический анализ» он рассказывает о «византийской симфонии» церкви и государства, о становлении этой модели в преемнице Византии — Руси и не меньшем значении для России «религиозно-идеологических элементов восточного происхождения», то есть Золотой Орды. Нетрудно заметить, что Логинов выступает здесь как типичнейший русский просвещённый евразиец, мыслитель, пишущий и живущий во вполне понятной имперской идеологической рамке. В его мире русский православный народ — цементирующее основание национального российского проекта, а иные народы (в том числе, мусульманские) образуют с ним «цветущую сложность». И все они живут постольку, поскольку государственная власть задает им «цивилизационные основы регуляции» (цит. по Логинов А.В. «Власть и вера», 2005. С. 10).
Ко второй половине 2000-х эта концепция дополняется противопоставлением с бездуховным «западом», типичной для современного мистического российского православия идеей «старчества» (например, жизнеописанию 15 старцев посвящена пятая часть увесистой работы Логинова «Русская идея в национальных духовных поисках» 2020 года), и, конечно же, любимым философом Путина Иваном Ильиным. Например, одна из немногих собственно научных работ Логинов — «Этико-правовые основы свободы совести как предпосылки свободной самоидентификации личности» целиком концептуально основана на работах Ильина.
И здесь само собой напрашивается сравнение этих трёх имён, волею судеб «встретившихся» в 2024 году в РГГУ: Андрея Логинова, Ивана Ильина и Александра Дугина. Если кто-то из этих троих и может претендовать на звание философа-интеллектуала и идеолога «русского мира», то это именно Логинов.
Хотя бы потому, что он него, в отличие от Ильина, совершенно не ждёшь работ в духе «О фашизме» или фраз вроде «…я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю…» (её процитировал Путин в сентябре 2022 года в речи по поводу аннексии украинских регионов). А в отличие от Дугина — не ожидаешь наукообразных рассуждений о «великой войне континентов» и длинных размышлений об «Основах Русской Идеологии» (именно так, каждое слово — с большой буквы). Картина мира Логинова куда более цельная и куда более интеллигентная, чем у Ильина и Дугина. Он не учёный, разменивающийся на наукометрию, он — мыслитель, совершенно ясно понимающий, против чего он борется и какого идеального мира желает. Просвещённый имперец-евразиец.
Философ Иван Ильин
Участки, диссертации, могилы
У Логинова есть главные атрибуты чиновника, который десятилетиями работал в правительственных органах путинской России: неясного происхождения недвижимость и тайный семейный бизнес. Под занавес своей карьеры в аппарате правительства, по итогам 2017 года, Андрей Логинов стал самым богатым чиновником аппарата, показав в декларации доход в 115 миллионов рублей, четыре земельных участка и жилой дом площадью 330 квадратных метров. После того, как в 2018 году Meduza опубликовала расследование «Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей», стало примерно понятно, откуда всё это благосостояние. В частности, как выяснил Иван Голунов, сын Андрея Логинов — Денис, бывший участник ультраправого движения «Реструкт», владел организацией «по защите прав покойных», а его отец в правительстве лоббировал закон о погребении.
Логинов увлекается парусным спортом — и даже какое-то время был первым вице-президентом соответствующей всероссийской федерации при Александре Котенкове (в то время, как Логинов представлял в Госдуме правительство, Котенков был там же полпредом президента). Кстати, на смену Котенкову руководить федерацией пришел Дмитрий Зеленин — экс-губернатор Тверской области, некогда разместивший фотографию с дождевым червяком в своей тарелке во время приёма в Кремле и возглавивший кафедру всё в том же РГГУ.
Стоит также отметить, что докторскую диссертацию Логинов защищал в Российском государственном социальном университете (РГСУ) под научным руководством академика Василия Жукова — основателя РГСУ. И университет, и Жуков — известные фигуранты расследований «Диссернета», имеющие стабильную репутацию производителей мутных диссертаций.
Термометр для страны
Российский государственный гуманитарный университет, в котором Логинову предстоит реализовать все свои идеи, стабильно находится в середине первой сотни любого рейтинга университетов России. По которому, впрочем, как по ртутному градуснику, можно измерять заморозки и оттепели российского политического режима. Назначенный на волне «оттепели» либеральный ректор Леонид Никифоров в конце 1960-х из-за студентов, протестующих против ввода войск в Чехословакию, был заменён на бывшего заведующего кафедрой марксизма-ленинизма Московского энергетического института Сергея Мурашова. Мурашов взялся за дело всерьёз: развесил по стенам института свои портреты, студенты-активисты награждались аспирантурой, а учёные-архивисты занялись наконец действительно важными для страны темами — например, «Прогнозирование параметров землеройных машин».
В годы перестройки ректором вуза стал известный на всю страну демократ, громивший с трибуны Съезда народных депутатов «агрессивно-послушное большинство», историк Юрий Афанасьев. Позволявший себе и тогда, и даже в 2010-е годы едко критиковать политическую власть, заявляя, что «Ельцинско-путинская власть сделала угробление России теперь уже, по-моему, необратимым», что Путин «уничтожает в стране политику», заменяя её «фантомами и муляжами», а министр Андрей Фурсенко — «вассал вассалов», узурпировавших управление страной.
По всей видимости, стремясь избавиться от бюджетной зависимости, Юрий Афанасьев начинает в РГГУ невиданный в российской высшей школе ни до, ни после эксперимент: договаривается с ЮКОСом Михаила Ходорковского о беспрецедентном финансировании: 100 миллионов долларов в течение 10 лет. 10 миллионов долларов ежегодно — один процент всего бюджета РФ на высшее образование. Даже обласканная властью и бизнесом Высшая школа экономики получала тогда всего около полу миллиона долларов пожертвований ежегодно.
Юрий Афанасьев (слева) и Леонид Невзлин. Фото: Константин Куцылло / PhotoXPress
В июне 2003 года ректором РГГУ коллектив почти единогласно избирает бизнес-партнёра Михаила Ходорковского, одного из богатейших людей в России Леонида Невзлина. По словам Афанасьева — чтобы «распоряжаться единым сводным бюджетом, который объединил бы деньги государственные и «ЮКОСа». Сам Невзлин обещает за 5-10 лет сделать из РГГУ университет мирового уровня.
Но меняется эпоха, а за ней меняется и РГГУ. В июле 2003 года арестовывают Платона Лебедева, в октябре — самого Ходорковского. Ректор РГГУ Леонид Невзлин берёт учебный отпуск якобы для написания диссертации и спешно улетает в Израиль. Уже оттуда в ноябре 2003 года он пишет заявление об увольнении по собственному желанию.
Высшая политическая школа
После череды нескольких «исполняющих обязанности» ректором РГГУ становится совершенно системный и подчёркнуто лояльный Ефим Пивовар (он до сих пор числится президентом РГГУ). В 2015 году во время его ректорства в университете проходит лекция лидера движения «Антимайдан» Николая Старикова «Заговор Запада против России».
Затем меньше года университетом руководит Евгений Ивахненко. Он ликвидирует финансовую дыру в 300 миллионов рублей и даже пытается бороться с «фабриками диссертаций» в университете. Ивахненко вроде бы хочет восстановить либеральный имидж РГГУ и считает себя продолжателем дела Афанасьева, борется с национал-патриотическим сценарием развития. И именно это приводит к его увольнению. Завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов, близко знакомый с Ивахненко, тогда комментирует это так: «Сработала формула „умные нам не надобны, надобны верные“».
Ивахненко во главе вуза сменяет Александр Безбородов. Он наказывает студентов за участие в митингах, в марте 2022 года подписывает печально известное «письмо ректоров» в поддержку российского вторжения в Украину, а в августе 2023-го визирует решение учёного совета университета о создании Высшей политической школы имени Ивана Ильина под руководством Александра Дугина. Как говорится на презентации, прежде всего, для подготовки проректоров вузов по воспитательной работе.
Александр Безбородов, экс-ректор РГГУ. Фото: РГГУ
Создание школы имени Ильина вызывают протесты студентов (петиция собирает почти 32 тысячи подписей), обсуждение в Госдуме и бурные общественные дискуссии. Высказывались версии, что создание школы имени Ильина стоило кресла Безбородову. Однако назначение Андрея Логинова ректором РГГУ (одновременно с изменением статуса университета на автономное учреждение) ясно говорят об абсурдности этой версии.
В 2021 году, выступая на Валдайском форуме, Владимир Путин заявил, что Иван Ильин — один из любимых его философов: «Я читаю Ильина, читаю до сих пор. У меня книжка лежит на полочке и время от времени снимаю, читаю».
РГГУ в этом смысле получил идеального ректора и имеет все шансы стать идеальным гуманитарным университетом путинской России, фактически — «мозговым центром», где на высоком морально-идеологическом уровне при помощи коктейля из православия и евразийства обоснуют любую прошлую, настоящую и будущую агрессию против какой угодно страны. В этом смысле Андрей Логинов должен превратить РГГУ в одну большую «Высшую политическую школу». И, судя по всему, он с этим прекрасно справится.
Текст: Сергей Чернышов
Сергей Чернышов 9.07.2024